Организовать ресторанный бизнес в наше время становится все сложнее. Отсутствие поддержки среднего предпринимательского сегмента со стороны государства, конкуренция, заоблачные цены на оборудование и аренду помещения – все эти факторы оставляют мало возможностей открыть свое дело либо расширить существующий бизнес.
Эти и многие другие обстоятельства заставляют отечественных предпринимателей искать достойные альтернативы. И такие альтернативы находятся. Речь идет о кафе на колесах, называемых еще фуд-траками. Подобные кафе появились в Украине относительно недавно, но уже успели себя зарекомендовать. Это обоснованно, ведь преимуществ у них масса. Открывая автокафе, предприниматель может уже не бояться, что прогадал с размещением, ведь припаркованное авто всегда можно перегнать. Относительно невысокая стоимость по сравнению с обычными помещениями также будет являться весомым аргументом при нехватке денежных средств, а отсутствие всех прелестей стационарного здания без труда компенсируется необычной для украинского гостя атмосферой ресторанчиков на колесах.
Но, несмотря на последние тенденции искоренения бюрократии, практика показывает, что в нашем государстве не обойтись без уже привычных всем юридических сложностей, которые не обошли стороной легализацию фуд-траков. О таких сложностях, а также о возможности их решения, мы поговорим в этой статье.
Александр Паляничка, юрист практики корпоративного права АО «Юскутум», г. Киев
Правовой статус кафе на колесах
Внезапное появление подобных автокафе на улицах Украины застало врасплох наше законодательство, которое, по своей привычной вялости, еще не успело подстроиться под новшество отечественного рынка потребительских услуг. Пострадали от этого в первую очередь предприниматели, ибо без соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих работу кафе на колесах, приходится выполнять общие законодательные нормы, что довольно непросто.
На сегодняшний день единственным документом, в котором проскакивает определение «автокафе», является Закон Украины «Об утверждении Правил работы мелкорозничной торговой сети». Следуя сути этого закона, автокафе является средством передвижной сети, через которую осуществляется розничная торговля, и также одной из форм внемагазинной продажи товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей.
Как мы видим, определение не совсем удачное, ибо автокафе вполне может иметь торговый зал, пускай небольшой, а также не обязательно будет частью какой-либо сети. Тем не менее, это пускай сырое, но все же определение устраивает органы власти. И с него начинается дальнейший путь оформления фуд-трака.
Размещение автокафе
Упомянутый выше закон гласит, что отведение мест для размещения пунктов мелкорозничной торговой сети осуществляется в соответствии с требованиями Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны (раздел V), утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 30.03.1994 года № 198. Ознакомившись с содержанием этих правил, можно заметить, что нужный нам раздел № Vназывается «Правила размещения малых архитектурных форм и внешней рекламы». Довольно странно, что правила размещения автокафе совпадают с правилами размещения рекламы и МАФов, но закон есть закон, и его нужно выполнять.
Итак, размещение сооружений малых архитектурных форм (в нашем случае имеется в виду автокафе) осуществляется по разрешениям, которые выдаются:
в пределах городских улиц и дорог – соответствующими местными исполнительными органами городских советов, а в городе Киеве ‑ Городской государственной администрацией, по согласованию с Госавтоинспекцией, дорожно-эксплуатационными и другими заинтересованными организациями (которых определит Госадминистрация).
В пределах загородных дорог – соответствующими дорожно-эксплуатационными организациями по согласованию с Госавтоинспекцией.