top of page

Чек-лист ЧР-года: на что обращать внимание, подводя итоги года в ресторане


"Никто не знает будущего. Все, что мы знаем, — это прошлое. Предсказывание будущего — это упражнение в заблуждении. Это все равно, что скакать на лошади задним ходом." Джек Траут. "Чувство лошади"

Особенность ресторанного бизнеса заключается в том, что пока все отдыхают, сотрудники сферы питания в основном работают: заботливо кормят гостей и создают расслабленную атмосферу для тех, кто отдыхает. И влюбленные в свое дело повара и официанты, менеджеры и директора ресторанов предпочитают проводить праздники на работе, в окружении коллег и гостей, а не дома за чашкой чая и книжкой. Другие люди! Особенные, по-своему зависимые от постоянного движения, драйва и неожиданных, непредсказуемых и сложных коммуникаций. Конечно, не без исключений, но в целом персонал кафе и баров привык к гибкому графику, к незаметному перетеканию одной недели в другую (слово «выходной» для сотрудника ресторана наполнен своим смыслом, без привязки ко дню недели), месяца в месяц, сезона в сезон, а старого года - в новый. Но менеджмент, несмотря на плотное погружение в бесконечный поток дней-гостей-событий ресторана, все же регулярно подводит итоги: ежедневные, еженедельные, ежемесячные и, безусловно, ежегодные.

Именно о том, как корректно стоит подводить итоги года в сфере управления персоналом, и пойдет речь в этой статье. На что обратить внимание? Какие данные проанализировать? Что включить в отчет? Что пригодится в следующем году для сравнения, аналитики и нового этапа планирования?

"Многие менеджеры не имеют времени на то, чтобы посетить линию фронта. Они слишком заняты написанием планов, которые, по идее, должны основываться на посещении ими поля боя. Когда они действительно сталкиваются с реальностью, часто по чистой случайности, они с ужасом обнаруживают, что их планы основаны на мифах, а не фактах."

Джек Траут. "Маркетинг снизу вверх"

"Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с перспективностью настоящих решений. Решения существуют только в настоящем. Вопрос, который встает перед тем, кто принимает стратегическое решение, состоит не в том, что сделала бы его организация завтра, а в том, что мы должны сделать сегодня, чтобы подготовиться к неизвестному завтра." Питер Друкер

Пожалуй, с самого начала есть смысл прояснить самый главный, сакраментальный вопрос, который, возможно, возник у читателя, а именно: ЗАЧЕМ? Зачем подводить итоги ЧР-года? Ведь и так все ясно-видно-очевидно, да и время уже прошлое. Нужно думать о будущем и тратить время на планирование, а не на старое, былое, забытое. Все можно. Дело ваше. И все же вот несколько причин, которые, надеюсь, убедят вас в полезности данного мероприятия и, более того, необходимости потратить на это достаточное количество времени.

Во-первых, подведение итогов года — это акт актуализации прошлого. Процесс воспоминания мало того что благотворно влияет на клетки мозга (тренирует их), но и позволяет понять, какие события были более знаковыми и эмоциональными. Именно они вспоминаются первыми. А ведь будут и такие события, которые забылись и вспомнились лишь с усилием или с помощью коллег. Разве не ценно это осознать?

Во-вторых, постоянный круговорот будней и сильное давление, которое мы испытываем ежедневно со всех сторон, порой не только влияют на наше общее состояние, но и мешают понять: там ли мы, где хотели быть? То ли мы делаем? Туда ли идем? И где мы будем через три года, если ничего не менять? Проверка связи с реальностью и адекватность происходящего в ресторане рынку — это еще одна причина подводить итоги прошлого года.

И, в-третьих, грамотное планирование возможно только при условии корректного подведения итогов и учета всего произошедшего. Начинать с планов, не зная своего текущего положения дел, как минимум абсурдно и как максимум опасно. Завышенные и неоправданные ожидания чреваты сильной демотивацией и упадком сил, профессиональным выгоранием и даже депрессией.

Итак, что же мы будем анализировать?

В таблице №1 предложены показатели, которые желательно сделать регулярно обновляемыми (из года в год) и сравниваемыми. Также эти же показатели могут стать планируемыми цифрами, по которым можно измерять результативность работы ресторана в динамике.

Помимо заполнения таблицы, мы рекомендуем сделать аналитически-информационный срез и зафиксировать следующие тенденции на рынке Украины/вашего города за прошедший год:

- Уровень инфляции - Уровень жизни - Рост ВВП Украины - Какие вакансии наиболее востребованы - Каких специалистов не хватает - Динамика движения рынка заработных плат (общие данные) - Изменения в социальных пакетах украинцев - Анализ динамики рынка заработных плат в ресторанном бизнесе

И дополнительно, чтобы полностью увидеть картину развития бизнеса в уходящем году, так сказать, «с балкона», в разрезе управления персоналом, предлагаем ответить на восемь простых, на первый взгляд, но важных вопросов:

1. Какие главные внешние события влияли на ресторанный бизнес в целом? 2. Какие внутренние знаковые события произошли в этом году? 3. Что было непросто пережить? За счет чего справились с кризисом? 4. Какой ценный опыт приобрел коллектив? 5. Как изменилось положение вашего ресторана на рынке относительно других заведений? 6. Как изменилось отношение персонала к вашему бренду? 7. Изменился ли профиль ваших сотрудников? Что на это nповлияло? 8. Кто на данный момент имеет наибольшее влияние на персонал? Устраивает ли вас текущее морально-психологическое состояние в коллективе?

На эти вопросы собственник может ответить письменно (именно письменно, так как «самая острая память тупее самого тупого карандаша») для личного анализа или директор для предоставления отчета. Но результаты будут еще более интересными и информативными, если вы привлечете к ответам менеджерский состав, попросив их заполнить небольшую анкету с этими вопросами (возможно, даже анонимную).

ТЩАТЕЛЬНО ПРОАНАЛИЗИРО-ВАННЫЕ ДАННЫЕ ПО ПРОШЛОМУ ГОДУ, СОБРАННЫЕ И ОТРЕФЛЕКСИРОВАННЫЕ, ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ:

• Сделать выводы о приоритетных направлениях развития в новом году • Спланировать меры по улучшению ситуации в ресторане • Забюджетировать расходы на важные мероприятия • Поставить корректные цели и каскадировать их на персонал • Определить критерии оценки для каждой должности/сотрудника

Итак, желаем вам легкого и интересного процесса заполнения чек-листа ЧР-года, ценных выводов и основательной базы для качественного планирования нового 2017 года.

С заботой о персонале, с уважением к собственникам бизнеса!

bottom of page