Шаг 1 Нужно выбрать ресторан. Свой, если вы владелец или пиарщик, или чужой — тот, куда можно прийти с вашей идеей.
Шаг 2 Берем идею. В центре идеи может быть еда или напиток. В таком случае мы промоутируем особенное блюдо, или его особенное сочетание, или особенную цену на любимое блюдо… Королем вечера становится 50-килограммовый тунец из дальних стран, как это было в каждом третьем ресторане в прошлом году, или микроскопических размеров молекулярное блюдо, которое будет готовиться «только сегодня и только для вас». Это работает, но часто этого мало.
Очень хорошо ставить в центр идеи человека. Мы ведь знаем, что потребность в общении наступает у людей сразу после удовлетворения первичных потребностей — в еде и безопасности. Вспомните хотя бы пирамиду Маслоу: социализация, признание, развитие — все эти человеческие стремления мы можем удовлетворить с помощью мероприятия в ресторане. Тем более что первичные (голод и потребность в комфорте) мы удовлетворяем априори. Поэтому «шаг 2» — выбор людей, с которыми мы будем общаться на ивенте. Назовем их «приглашенными звездами».
Шаг 3 Звездой может быть селебрити — что, с одной стороны, сразу привлекает определенных гостей, а с другой — ограничивает и отсекает тех, кому знакомство со знаменитостью неинтересно. Как задействовать такую звезду на мероприятии — достойно отдельной статьи. Авторский вечер с раздачей автографов, мастер-класс или перевоплощение — спектр весьма широк. Примеров таких вечеров — масса, а фотоотчеты выглядят весьма солидно.
Звездой вечера может быть знаток. Всегда приятно, когда вино представляет сам владелец семейной винодельни, специально приехавший из-за рубежа. Мастер-класс от известного специалиста — тривиальный, но всегда работающий пример. Хочется присутствовать на вечере, например, где за баром стоят такие люди, на которых смотрят уважительно лучшие представители барной культуры города (бывали на таких вечеринках в «Бармен Диктат»?). Статусность заведения растет пропорционально количеству экспертов, посетивших его, а гости испытывают то самое чувство причастности к «великому» — его сложно переоценить.
Звезду можно и самим сделать из любого члена коллектива ресторана, и прежде всего нужно обратить внимание на шеф-повара. Он часто остается за кадром, а в зал выходят лишь очень общительные и смелые. Тем не менее, если дать шефу возможность развернуть фантазию, он сможет удивить не только гостей, но и всех тех, кто трудится с ним бок о бок.
Этим мы с партнером и руководствовались, когда придумали CHEF’s week — мероприятие длиной в неделю, когда каждый день в одном из ресторанов города дается единственный в своем роде ужин от шефа. Круто, когда последний комментирует процесс приготовления, выбора блюд, делает экскурс в кулинарную географию и историю. Такое мероприятие сразу становится особенным поводом выйти в свет, а не рядовым походом в ресторан. Обычная традиция для Европы, когда ужин готовит сам шеф, почему-то до сих пор не стала популярной у нас в стране. То же можно сказать и о сомелье. Задействуйте их!
И еще один лайфхак — делайте звезд из… гостей ресторана. Просто предложите своим постоянным гостям на один вечер перевоплотиться в бармена (как мы делали на серии вечеринок в ресторане BEEF meat & wine) или прочесть свои любимые стихи (как в замечательном проекте «Вiршi вночi» в Aroma Espresso Bar). У этих людей наверняка есть много друзей и даже поклонников, которые будут рады пообщаться с ними в необычном контексте. А еще вы будете удивлены, насколько охотно ваши гости откликнутся на ваше предложение попробовать себя в новой роли.
Шаг 4 Создание атмосферы мероприятия. Да, очень важно подумать об оформлении любого мероприятия. Ресторан часто забывает о том, что кроме вкусной еды, веселящих напитков и хорошего сервиса приглашенным гостям потребуется «что-то особенное», иногда не совсем заметное, та самая «изюминка», без которой все хорошо, но чего-то не хватает. Займитесь эстетической стороной: декором, музыкальным оформлением, фото- и видеосопровождением. Можно пойти дальше — устроить в заведении временную художественную галерею, выставку украшений или барахолку винтажного ресторанного оборудования… То, что больше подойдет под особенное настроение вашего мероприятия.
Шаг 5 Приглашение гостей. Не забывайте об эмпатии. Не нужно строить все свои мероприятия только на собственных связях и знакомствах. Не заставляйте «нужных людей» приходить на ваше мероприятие из чувства долга. Это скорее экстренные меры. Если вы справились с задачей сделать необычное мероприятие, то, предлагая его тем, кому это действительно интересно, вы, скорее всего, услышите в ответ: «Вау, конечно, буду». И с такими гостями ваше мероприятие пройдет максимально успешно.
В заключение нужно сказать, что не на все идеи сразу найдется спрос. Рестораны в нашей стране — это пока лишь место, где едят. Но не бойтесь рождать спрос самостоятельно. Оглядитесь: иногда за соседним столом сидит компания людей, которым не о чем поговорить за ужином. Создайте им повод для обсуждений — и вы перевернете их представление об обычном вечере в ресторане.
* организаторами ивентов, упомянутых в статье, являются команды заведений