Посетителей с домашними любимцами рады видеть в модных заведениях,
которые позициониру-ют себя как pets friendly, разрешают приходить с ними и рестораны, настроенные более категорично.
Правда, на своих усло-виях. Мы пообщались с представите-лями столич- ного бизнеса, а также с юристом, чтобы узнать все «за» и «против» приема гостей с животными.
Анна Завертайло,
владелица кафе-кондитерской Honey
Личная позиция
Тренд pets friendly в ресторанном бизнесе не воспринимаю по одной простой причине. Общественное место, особенно ресторан, должно быть максимально демократичным по отношению ко всем гостям. Если ресторан заявляет о своем уважении к каждому гостю, это значит, что он уважает как посетителя с собакой, так и без. В Украине, где запрещено посещение ресторана и кафе с собаками, мы должны придерживаться законодательных норм.
Я люблю животных, но в ресторанном бизнесе для меня на первом месте соблю- дение правил гигиены и безопасности. Я не готова вступать в споры на тему «от моей собачки ничего не будет». Сознательный хозяин собаки понимает последствия пребывания животных в местах общественного питания. А несознательный, конечно же, всегда прав. Он рьяно борется за эти права, доказывая, что в Мюнхене, Берлине и Барселоне его пускают в рестораны с собакой. Да, есть города, в которых тренд dog-friendly особенно популярен, к примеру в той же Испании. Но почему мы тогда забываем о Париже или о других городах, где у дверей заведения висят запрещающие таблички?
Вход с животными запрещен
В само помещение Honey мы с собаками или другими животными не пускаем. Как ни крути, они разносят свою микрофлору, а у нас в заведении открытые витрины.
Кроме того, в кафе очень много детей, и ситуации могут быть разными. Поэтому при входе у нас табличка, что вход с животными запрещен. О проблемных ситуациях. Как-то один из наших менеджеров сдался и пустил посетителя с собакой. А у нас как раз был гость с аллергией на шерсть. И тот сразу же ушел, сказав менеджеру, что, конечно, все понимает, но почему мы относимся с уважением к гостю с собакой, но не уважаем других? Мы потеряли сразу двух гостей: того, ко-торый был без собаки, и того, кто пришел с питомцем.Для нас главное, чтобы всем посетителям ресторана было комфортно. Мы готовы принять гостя с питомцем, но на улице: выделить официанта, убрав его с процессов, который обязательно вынесет собаке мисочку с водой.
О решении вопроса
Я бы не хотела сеять раздор между сторонниками и противниками тренда, просто взываю к здравому смыслу. Если у вас есть питомец и он ваш лучший друг, то, очевидно, вы несете за него ответственность и обязаны соблюдать элементарные общепринятые правила. Да, можно сделать для собак и людей какой-то специальный коворкинг с закрытой кухней. Туда могли бы целенаправленно приходить все, кто любит животных, без каких-либо опасений. В таком месте гостю в первую очередь будет важна атмосфера, все остальное — дополнение к сервису.
Ольга Батуревич, управляющий кафе Zigzag
Личная позиция
Когда открывался Zigzag, большинству нашей команды тема pets friendly была близка. У меня есть собака, и лично мне всегда не хватало заведения, куда можно было бы с ней прийти. Как-то ездила с собакой во Львов, зарезервировала столик в «Молодо Зелено» и даже не подумала, что нас туда могут не пустить. Охранник нам грубо ответил, мол, здесь нормальные люди едят, поэтому с собаками — до свидания! В принципе, я не вижу проблемы в том, чтобы собака находилась в ресторане, если она в наморднике и ведет себя нормально.
О животных в заведении
В Zigzag само собой так получилось, что гости начали приходить с собаками. Тогда еще многих интересовал вопрос, а можно ли? Конечно, можно! С какого-то момента мы осознали, что у нас немало гостей с питомцами, поэтому купили несколько мисочек и начали предлагать собакам воду.
Гостям с животными нельзя заходить на территорию кухни, бара, нельзя усаживать большую собаку за стол на стул. Но все наши гости сознательные, поэтому им не приходится лишний раз напоминать о запретах. К тому же на кухню можно попасть только по лестнице, собаки в ту сторону не стремятся ходить.
О проблемных ситуациях
Я не наблюдала проблем между гостями с собаками или между самими животными. Собаки могут быть не столько агрессивными, сколько напуганными. Это создает дискомфорт. Но обычно владельцы таких питомцев сразу же понимают ситуацию и либо успокаивают собак, либо уходят.
Был случай с аллергиком. Гость явно чувствовал себя некомфортно, но сказал об этом не сразу. Мы сами поинтересовались, как он чувствует себя в нашем кафе. Тот ответил, что любит животных, но у него, к сожалению, аллергия, поэтому он, пожалуй, пересядет на террасу. Однако мы попросили перейти на террасу хозяина с собакой, который отнесся к сложившейся ситуации с пониманием. Очень важно то, как ты донесешь гостю информацию и как предложишь пересесть.
О персонале, чистоте и комфорте для животного
Набирая персонал, мы смотрим на опыт работы, на умение общаться, на интеллектуальное развитие, на доброту и любовь к людям и, конечно же, к собакам. Если у человека страх или неприязнь к животным, это не значит, что он нам не подходит. Тут скорее дело в его готовности работать в таком заведении.
У гостей, которые приходят со своими питомцами, мы спрашиваем, нужна ли животному водичка. И персонал, конечно, умеет быстро и правильно реагировать на ситуации, если собачка вдруг реализует свои физиологические потребности. У нас масса дезинфицирующих средств. Как и в любом заведении, где есть животные, мы проводим постоянные генеральные уборки и дезинфекцию помещений.
У нас в планах — поставить удобную большую подставку с мисками для воды. Мне не очень нравится, когда в заведениях ставят стационарную большую миску, и все собаки пьют из нее. Думаю, многие владельцы понимают, что это не очень здорово. Мы также стараемся постоянно дезинфицировать миски. Они хранятся в отдельном месте, и их у нас достаточное количество.
Об атмосфере и маркетинге
У нас собралось так много фотографий с питомцами, что мы решили на наших страничках в соцсетях сделать субботу днем собак. Мы постим их в Zigzag. Иногда фото бургера не может принести сколько лайков, сколько собачки.
Недавно думали, как бы сфотографировать вино. Снимали с девочкой, снимали бокал, снимали сам процесс пития. А потом моя собака просто села рядом с бутылкой вина, и получился идеальный кадр.
В дальнейшем мы планируем запустить серию открыток, наклеек и печаток с собачками, которых нарисовали детки, наши «маленькие гости».
Вероника Бакулина, помощник юриста, ЮК Global Law
Правила для владельцев животных
Для начала отмечу, что собаки и кошки, согласно Закону Украины «О защите животных от жестокого обращения» от 21.02.2006 № 3447-IV, относятся к домашним животным. Статьи 9 и 22 устанавливают обязанности лица, содержащего домашнее животное. К ним, в частности, входит следующее: обеспечивать наличие намордника, поводка, необходимых для осуществления выгула домашнего животного, а также соблюдать санитарно-гигиенические нормы содержания питомца.
Что же касается правил содержания и обращения с четвероногими друзьями, они устанавливаются органами местного самоуправления для каждого конкретного города. Так, в столице это регламентируется Решением Киевского городского совета «Об урегулировании вопросов содержания и обращения с собаками и котами в г. Киеве» от 25.10.2007 №1079/3912. Пункт 5.7 гласит, что владельцам собак и кошек запрещается приводить животных, кроме собак-поводырей, в помещение магазинов и кафе (кроме специализированных магазинов для животных), объектов общественного питания.
Более того, предусмотрена административная ответственность за нарушение содержания собак и кошек в местах, где это запрещено соответствующими правилами, — от предупреждения до наложения штрафа от одного до трех необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (статья 154 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Постановление о наложении штрафа выносит Административная комиссия при исполнительном органе Киевского городского совета на основании протокола об админнарушении, который может быть составлен как полицией, так и должностным лицом городского совета. Вот такая правда для хозяев домашних питомцев.
Требования для общепита
Прямой нормы для предприятий общественного питания (ресторана, бара или кафе), запрещающей принимать посетителей с питомцами, нет. Тем не менее к ним предъявляют строгие требования касательно чистоты и порядка. Согласно статье 4 Правил розничной торговли продовольственными товарами (ут- верждены приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 № 185), субъект хозяйственной деятельности обязан обеспечить сос- тояние торговых помещений для розничной продажи продовольственных товаров в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм.
А Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» от 23.12.1997 № 771/97 гласит: «Предприятия общественного питания должны содержаться в чистоте и надлежащем состоянии; обеспечивать защиту от любого риска загрязнения; обеспечивать размещение пищевых продуктов таким образом, чтобы максимально снизить риск их загрязнения; компенсировать в соответствии с законом ущерб, причиненный потребителям вследствие потребления пищевого продукта, если судом будет доказана причинно-следственная связь между этим вредом и деятельностью и/или бездействием субъекта хозяйствования».
Проще говоря, субъекты хозяйствования должны со своей стороны сделать все возможное, чтобы домашние животные не приближались к пищевым товарам и продуктам (и тем более не находились рядом с кухней).
Ответственность за нарушения
Статья 42 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУАП) за нарушения санитарных норм устанавливает наложение штрафа на граждан от одного до двенадцати необлагаемых налогом минимумов и на должност- ных лиц — от шести до двад- цати пяти необлагаемых минимумов. Такая же ответственность предусма- тривается и за невыполне- ние постановлений, распо- ряжений, предписаний, заключений, а также других законных требований должностных лиц СЭС (статья 188-11 КУАП).
Таким образом, если для владельцев домашних животных с правилами посещения мест общепита все ясно, то ресторанам и кафе, которые решают оставаться pets friendly, необходимо помнить: ответственность за соблюдение санитарных норм ложиться на их плечи.