У ВАС РОДИЛАСЬ ХОРОШАЯ ИДЕЯ, НО ДЕНЕГ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НЕДОСТАТОЧНО? ЭТО НЕ ПОВОД ОТКЛАДЫВАТЬ ВОПЛОЩЕНИЕ СВОЕГО ЗАМЫСЛА ДО «ЛУЧШИХ ВРЕМЕН». ЕСТЬ МНОГО СПОСОБОВ ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАДУМАННОЕ, И САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ ИЗ НИХ — КРАУДФАНДИНГ.
Анатолий Полковников, основатель и у правляющий «Эй Пи Консалтинг», эксперт с 20-летним опытом по з апуску и управлению HoReCa
Как это работает
Понятие краудфандинг (от англ. сrowd — толпа, funding — финансирование) означает публичный сбор средств путем объединения людей (доноров) ради воплощения проекта или общей идеи, инициатором которой выступают другие люди или организации.
В мире широко распространен принцип, по которому все участники проекта получают свою, пусть даже незначительную часть прибыли в проекте или другое материальное вознаграждение, конечный продукт, ради выпуска которого и задумывался проект. Но в Украине краудфандинг развивается как разновидность благотворительности: если люди и дают деньги, то чаще всего на социальные, творческие проекты или в качестве общей помощи нуждающимся. Несмотря на стереотипы общественного мнения, краудфандинг все чаще используют для проектов в других сферах, например в ресторанном бизнесе.
Краудфандинг для ресторанов
Отличный пример в этом плане — общественные рестораны Urban Space 100 в Ивано-Франковске и Urban Space 500 в Киеве. Последний запустила общественная организация «Інша Освіта» по социальной франшизе платформы «Тепле Місто» и при участии управленческой компании Druzi Cafe & Bar. Как рассказал руководитель проекта Олег Бардяк, ресторан работает меньше года, но он уже вышел на точку безубыточности и генерирует прибыль, 80 % которой будет уходить на финансирование социальных инициатив, а 20 % — в пользу управляющей компании.
У заведения 500 соучредителей, которые внесли по $1 000. Сегодня его можно считать примером социально ответственного предпринимательства. Участники не вернут свои вложения и не будут получать доход. Главная идея проекта — сплотить сообщество и стать катализатором социальной активности. Основные приоритеты: благоустройство, развитие культуры, инклюзивные проекты, экологическое просвещение и прогрессивное обучение для населения любого возраста. Общий срок реализации составил чуть более двух лет. Набор инвесторов длился год, еще 9 месяцев занял ремонт помещения. 87 % соучредителей — киевляне, средний возраст кофаундера — 34 года, каждый пятый из них — предприниматель, каждый десятый — работает в сфере общественных или благотворительных проектов, также каждый десятый — айтишник.
Движение в Украине
Сегодня самыми известными краудфандинговыми платформами в мире, где некоторым проектам удалось собрать более $20 млн, являются Kickstarter и Indiegogo.
В Украине старт краудфандинга связан с онлайн-проектом социальных инноваций Big Idea, продуктом которой стала краудфандинговая платформа «Спiльнокошт» — самая известная и результативная на сегодняшний день в стране. Стратегия «Спiльнокошта» предполагает развитие творческого урбанистического потенциала.
Еще одним хорошим примером может служить городское пространство 4City в Одессе, реализованное на платформе «Мой Город», которая, в отличие от многих других краудфандинговых площадок, не берет комиссию за сбор средств.
Как запустить сбор средств
На постсоветском пространстве рестораторы используют краудфандинг, чтобы финансировать расширение бизнеса или воплощать новые идеи.
ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ИНВЕСТОРОВ ПРОЕКТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИННОВАЦИОННЫМ, ОРИГИНАЛЬНЫМ И РЕШАТЬ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ЗАДАЧИ, ИМЕТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ.
ЕСТЬ ДВЕ МОДЕЛИ СДЕЛОК ПОСРЕДСТВОМ КРАУДФАНДИНГА:
1.СОЗДАТЬ СИСТЕМУ ВЗНОСОВ, ОСНОВАННУЮ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИИ, ГДЕ УЧАСТНИКИ ПОМОГАЮТ ДЕНЬГАМИ И ПОЛУЧАЮТ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОЕКТА. 2. В ОБМЕН НА ДЕНЬГИ ПЕРЕДАТЬ ДОЛЮ БИЗНЕСА.
Цель любой краудфандинговой кампании — аккумулировать необходимую для воплощения проекта сумму за определенное время. Как правило, проекту на сбор средств выделяется до 180 дней. Если обозначенная сумма не будет собрана в оговоренный период, деньги возвращаются донорам и проект не состоится. Чтобы заинтересовать своей идеей широкую аудиторию, необходимо уделить особое внимание маркетингу.
Начинающим предпринимателям краудфандинг обеспечит не только стартовый капитал, но и создаст рекламный эффект, сформирует первую волну «адвокатов» бренда. Вовлекаясь эмоционально в проект, в котором инвестор заинтересован, он приложит максимум усилий для его популяризации и, скорее всего, привлечет в него своих друзей и знакомых.
ДЛЯ УСПЕХА ПРОЕКТА НЕОБХОДИМЫ:
• ЧЕТКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ;
• ПРОДУМАННАЯ ПОЛИТИКА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ;
• ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ;
• АТТРАКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ;
• ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЕЩАНИЙ.
В краудфадинге важен хороший старт — потенциальный участник охотнее примет участие в проекте, если уже собрана часть средств, и информация о проекте регулярно обновляется.
Грант как вариант
Если же с помощью краудфандинга вам не удалось собрать необходимый капитал, не отчаивайтесь, попробуйте привлечь грант. Грант (от англ. grant — дар, пожертвование) — безвозмездный денежный взнос организации или человеку на проведение исследований, опытных внедрений, на обучение и другие цели с последующим отчетом о его использовании.
В этом году в Украине прошла первая международная ярмарка грантов, где была представлена крупнейшая за всю историю ЕС программа по развитию научных разработок и технологий Horizon 2020. Ее общий бюджет составляет € 80 млрд. Акцент сделан на рисковые исследования и инновации, которые призваны привести к бизнес-прорывам в европейской экономике.
«Горизонт 2020» охватывает три основные направления, каждое из которых включает в себя ряд программ. Наиболее интересны рестораторам:
• ПЕРЕДОВАЯ НАУКА — €24,6 МЛРД;
• СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ — €31,7 МЛРД;
• ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО — €17,9 МЛРД.
НАПРАВЛЕНИЯ, ПО КОТОРЫМ ВОЗМОЖНО ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ В ПРОЕКТЫ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА:
• ЗДОРОВЬЕ, ДЕМОГРАФИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ;
• ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И БИОЭКОНОМИКИ;
• ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА, ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ И СЫРЬЯ;
• ОТКРЫТОЕ, ИННОВАЦИОННОЕ И БЕЗОПАСНОЕ ОБЩЕСТВО;
• ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ;
• СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ;
• БИОТЕХНОЛОГИИ;
• ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ;
• ИННОВАЦИИ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Как получить грант
Для получения гранта необходимо привести проект в соответствие с основными критериями и принципами программы. Важно, чтобы в нем была инновационная составляющая и решались острые социальные задачи. Для успешного участия в программе бизнесу необходимо объединиться с учеными, чтобы ускорить внедрение в жизнь передовых разработок и ноу-хау.
Особое внимание в этом году уделялось вопросам производства, использования и утилизации одноразовой упаковки, применению биоразлагаемых материалов, переработке сырья, энергоэффективности, оптимизации процессов и сохранению ресурсов. Эти направления могут быть интересны операторам промышленного кейтеринга, сетевым фастфудам и службам доставки, ведь они являются генераторами мусора, и доля упаковки в структуре их расходов занимает значительную часть.
Процедура получения гранта достаточно сложна, но в этом процессе предпринимателям и ученым оказывает активную помощь международная компания CIVITTA (civitta.com.ua), по данным которой около 20 % рассмотренных заявок имели положительные решения.
Как найти грант
Надежнее и проще обратиться за помощью к профессионалам или частным консультантам, но можно попробовать найти гранты и самостоятельно. В информационном пространстве достаточно часто появляются публикации о различных грантовых программах, поэтому при регулярном мониторинге сети по ключевым критериям можно отыскать немало интересных возможностей.
Так, в 2015 году нам удалось получить грант от UNDP в размере 3,5 млн грн на создание рабочих мест для переселенцев из зоны АТО, который профинансировало правительство Японии. Грант был реализован совместно с компанией «Импел Гриффин». Благодаря ему создано 400 рабочих мест, в том числе и в сфере общественного питания.
Фандрайзинг
Увеличить финансовые потоки уже работающего бизнеса можно с помощью фандрайзинга.
Сбор пожертвований (от англ. fundraising) — привлечение сторонних ресурсов для реализации социально значимых задач, культурных проектов или поддержания организаций. Процесс сбора пожертвований включает в себя поиск потенциальных участников, в роли которых могут выступать как частные лица, так и компании.
Фандрайзинг в ресторане — это беспроигрышный вариант для бизнеса, один из наиболее эффективных способов оказать положительное социальное влияние на сообщество. Это отличная возможность наладить более глубокие связи внутри социума, развить текущие партнерские отношения, построить взаимодействие с местными организациями и привлечь большой поток гостей. Развитие таких постоянных отношений приносит пользу ресторану и позиционирует владельца как ответственного представителя общества. Один из дивидендов — уважение со стороны гостей и положительный имидж, который никогда не бывает лишним. При правильной организации мероприятия повышается репутация ресторана-участника.
Наиболее благоприятным временем для организации фандрайзинга может быть низкий сезон, когда посещаемость ресторана падает. Благотворительные акции всегда привлекают внимание, создают дополнительный доход и трафик. Прибыль от таких мероприятий, как правило, делится между рестораном и благотворительной организацией. Одним из позитивных факторов может быть вовлечение персонала ресторана, что положительно влияет на настроение сотрудников и создает эффект причастности к полезным и добрым делам.
ЧТОБЫ УСПЕШНО РЕАЛИЗОВАТЬ ПРОГРАММУ ФРАНДРАЙЗИНГА, СЛЕДУЕТ УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ СЛЕДУЮЩИМ МОМЕНТАМ:
• ВЫБРАТЬ В КАЧЕСТВЕ ПАРТНЕРА ИЗВЕСТНУЮ НЕКОММЕРЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ С ХОРОШЕЙ РЕПУТАЦИЕЙ, НАПРИМЕР, LIONS CLUBS, ROTARY ИЛИ КРУПНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД.
• ОПРЕДЕЛИТЬ СТРУКТУРУ МЕРОПРИЯТИЯ И СПЛАНИРОВАТЬ СУММУ ВЫРУЧКИ, КОТОРУЮ ВЫ ХОТИТЕ ПОЖЕРТВОВАТЬ В ДЕНЬ СОБЫТИЯ. ОБЫЧНО ВЫБИРАЮТ ПРОЦЕНТ ОТ ПРОДАЖ ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЯ. ИНОГДА ВЫБИРАЮТ МНОГОУРОВНЕВУЮ СТРУКТУРУ. НАПРИМЕР, ЕСЛИ ВЫРУЧКА СОСТАВЛЯЕТ $1 000, ТО РЕСТОРАН ЖЕРТВУЕТ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ 15 %, ЕСЛИ $1 500 — 20 %.
Программы по сбору средств в ресторане — отличный способ помочь местным благотворительным организациям.
Фандрайзинг в ресторане полезен и для бизнеса, и для позитивных изменений социальной среды. Не следует забывать, что в наше время репутация — это важный актив, влияющий на успешность проекта в долгосрочной перспективе.
В любом случае никогда не откладывайте реализацию своих планов. Если вы лидер, у вас есть оригинальная инновационная идея и хорошая команда, то финансовые ресурсы вы найти сможете. Просто их источник не всегда может быть традиционным и очевидным.
Comments