2612 (1).jpg
3.png

Как наладить коммуникацию с арендодателем?


Евгений Комаров,

глава юридического комитета ГС «Українська ресторанна асоціація»,

вusiness developer, юрист ЮК «GLOBAL L AW»


В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ДЛЯ РЕСТОРАТОРОВ И УПРАВЛЕНЦЕВ ЭТОТ ВОПРОС ОЧЕНЬ АКТУАЛЕН. МЫ ОБРАТИЛИСЬ К ЕВГЕНИЮ КОМАРОВУ, ЧТОБЫ РАЗОБРАТЬСЯ В ДАННОЙ

ТЕМЕ И РАЗРАБОТАТЬ СТРАТЕГИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С АРЕНДОДАТЕЛЕМ.


СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ


В любой коммуникации важно не терять голову. Возможно, до пандемии коронавируса у вас были непростые отношения с арендодателем, но не стоит сейчас заострять на этом внимание. Лучше подумайте, как правильно себя вести в сложившейся ситуации. Без эмоций.


КОММУНИКАЦИЯ — КЛЮЧ КО ВСЕМУ


Необходимо начать конструктивный диалог. Если отношения с арендодателем непростые, сделайте это через юристов. Если же у вас получалось нормально коммуницировать и до коронавируса, просто попробуйте объяснить сложившуюся ситуацию. Расскажите о

том, как она повлияла на вас.


Например: «Я не могу сейчас зарабатывать так же много, как раньше, поскольку работаю

лишь на доставку и на вынос. Вот как коронавирус повлиял на мой бизнес. Я не могу сейчас

оплатить стандартную арендную плату, поэтому пришел к вам, чтобы найти совместное

решение».


Важно дать понять, что вы думаете не только о себе и о своем бизнесе, но и об арендодателе.


ДАЙТЕ ПОНЯТЬ, ЧТО СЕЙЧАС ВЫ ВСЕ В ОДНОЙ ЛОДКЕ


Большинство арендодателей понимают, как для вас важно сохранить бизнес в период пандемии. Ваша задача — подтвердить, что для арендодателя гораздо выгоднее

сотрудничать с вами и пройти это сложное время вместе как бизнес-партнеры, нежели дать

вам сейчас уйти. Объясните арендодателю, что ваша задача на сегодня — заработать столько денег, чтобы иметь возможность оплатить аренду. Благодаря этому он сможет получить

желаемые деньги.


ВСЕ ДОГОВОРЕННОСТИ ФИКСИРУЙТЕ ПИСЬМЕННО


Если вы с арендодателем пришли к какому-то общему решению (например, об отсрочке уплаты аренды на какое-то время или об уменьшении суммы оплаты), обязательно зафиксируйте договоренности письменно. Обратитесь за помощью к юристу или сами пропишите приложение к договору, в котором будут указаны все нюансы. Важно сохранять всю официальную переписку,

в том числе чеки и уведомления о вручении почтовых отправлений.


После беседы с арендодателем, отправьте ему на электронную почту письмо, где подробно расписана суть беседы и указаны все шаги, которые вы намерены предпринять вместе.


Если арендодателю нужно подумать, определите дату, до которой ему нужно принять решение.


Например: «Спасибо, что уделили мне время сегодня и выслушали меня. Предлагаю встретиться снова (число, месяц), чтобы еще раз обсудить наше дальнейшее сотрудничество».


Письма такого типа подтверждают, что вы действительно встречались, кроме того, в них изложено все, о чем вы говорили. Это избавит вас от выпадов арендодателя вроде «Я такого не говорил!»


НЕ ПРЕКРАЩАЙТЕ ПЛАТИТЬ АРЕНДУ, «НЕ ПРОПАДАЙТЕ»


Если вы вдруг просто перестанете платить арендную плату, вряд ли стоит надеяться на

хорошие отношения с арендодателем. Он, как и вы, имеет определенные обязательства и несет ответственность. Часто сдача помещений в аренду — единственный способ заработать и

выжить для арендодателя. Не стоит забывать об этом.