234 (2).jpg

Ресторан в жилом доме


Никита Корсун, юрист практики корпоративного права АО «Юскутум», г. Киев

Как и любой другой, ресторанный бизнес в нашей стране регулируется многочисленными правилами. Помимо прочего, существует ряд условий к помещениям — как общих для всех, так и предназначенных для конкретного типа ресторана.

Деятельность заведения общепита, расположенного в жилом доме, имеет ряд отличий от работы ресторана, расположенного в отдельном строении. Это вызвано статусом жилых зданий, который предполагает некоторые ограничения относительно хозяйственной и другой активности, а также особые предписания к нежилым помещениям. Поэтому в данном материале мы проанализируем специфические требования именно к ресторану, размещенному в жилом доме.

Нужно отметить, что некоторые вопросы, например, касательно благоустройства улиц и фасадов домов, находятся в компетенции местных властей. Из-за невозможности в масштабах журнальной статьи описать особенности всех населенных пунктов мы будем рассматривать ситуацию в Киеве.

Но все по порядку.

Статус дома. Нежилой фонд.

Здания классифицируются по их функциональному назначению. То есть, если большая в процентном соотношении часть дома предназначена для проживания физических лиц, такой дом считается жилым.

В первом, втором и цокольном этажах жилых зданий допускается размещать помещения, в том числе административные и для общественного питания, общей площадью не более 700 кв. м. Обустройство в жилых домах ресторанов с числом мест более 50 (кроме общежития) и домовых кухонь производительностью более 500 обедов в день запрещается.

Заведения ресторанного хозяйства можно встраивать или пристраивать к жилым зданиям при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических и противопожарных требований, при этом должны сохраняться все функциональные параметры как самого ресторана, так и объекта, в который он встраивается.

Подходы и подъезды к ресторанам, расположенным в первом этаже многоквартирных зданий, не должны препятствовать подъезду пожарных, санитарных машин и передвижной техники коммунальных служб к каждому входу жилого дома. Помещения общепита должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.

Загрузку помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания, следует выполнять: с торцов домов, не имеющих окон, либо из подземных туннелей, или со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений. Если площадь встроенного помещения не превышает 150 кв. м, загрузочные помещения не обязательны.

Инженерные коммуникации ресторана, проходящие через жилую часть, или жилой части, проходящие через ресторан, должны быть проложены в самостоятельных шахтах, огражденных противопожарными перегородками первого типа.

В жилых зданиях допускается размещать встроенные и пристроенные заведения ресторанного хозяйства вместимостью не более 50 посадочных мест, с режимом функционирования до 22 часов и без оркестрового сопровождения, магазины кулинарии без технологических процессов торговой площадью не более 150 кв. м, а также кафетерии в составе предприятий торговли. Не допускается размещать предприятия питания на придомовых территориях жилых домов.

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства высказывает мнение, что при использовании помещений в жилых домах для других целей важно не ограничивать интересы других граждан, которые проживают в таких домах.

Хорошо, если помещение, в котором планируется открыть ресторан, по проекту предназначено для общественных нужд. Однако при желании перевести помещение из жилого фонда в нежилой сегодня возникают определенные трудности. Это вызвано тем, что утвержденный распоряжением Киевской городской государственной администрации от 1 октября 2002 № 1825 «Порядок перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые в г. Киеве» утратил свою силу. По информации управлений жилищно-коммунального хозяйства районных администраций Киева до тех пор, пока не будет утвержден новый порядок, перевод жилых помещений в нежилые не осуществляется.

Проектом нового порядка предусмотрено, что для получения разрешения на перевод помещения в нежилой фонд необходимо согласие владельцев смежных помещений. Если же ресторан открывается в жилом доме, но в помещении, которое является нежилым по проекту (либо уже с измененным статусом), согласие жильцов не требуется.

Часто возникают ситуации, когда жильцы дома жалуются на уже функционирующий ресторан. Универсальный совет в данном случае можно дать только один: не надо ссориться с местными жителями. Например, ограничения по шуму настолько жесткие, что даже громкая музыка уже будет нарушением. Звучит абсурдно, но, как говорили римляне, dura lex sed lex (закон суров, но это закон). О требованиях к шуму и ответственности за их невыполнение ниже.

Подробности можно уточнить в следующих документах: нормативы «Предприятия питания (заведения ресторанного хозяйства)» (ДБН В.2.2-25: 2009), утвержденные приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 30 декабря 2009 года № 703, «Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000», утвержденный приказом Госстандарта Украины от 17 августа 2000 года № 507, письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 06 марта 2002 года № 2-222/1301, государственные строительные нормы (ДБН) В.2.2-15-2005 «Жилые дома. Основные положения», введенные в действие приказом Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 28 сентября 2005 № 175.

Общие предписания для ресторанов в жилом доме

При организации и выполнении строительных и ремонтных работ заказчики не должны нарушать законные права и интересы пользователей прилегающих земельных участков, владельцев расположенных на них зданий и сооружений, а также обязаны возмещать причиненные им убытки. Будущие рестораторы обязаны принимать необходимые меры для предотвращения и недопущения превышения установленных санитарными нормами уровней влияния физических и биологических факторов на человека.

Основные вопросы, возникающие в связи с организацией ресторана в жилом доме, санитарного характера. Учреждения ресторанного хозяйства обязаны:

-по предложениям должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) разрабатывать и осуществлять санитарные и противоэпидемические мероприятия;

-по требованию должностных лиц государственной СЭС предоставлять бесплатно образцы используемых сырья и материалов, а также продукции, выпускаемой или реализуемой для проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы;

-выполнять распоряжения и указания должностных лиц государственной СЭС при осуществлении ими государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

-немедленно информировать органы государственной СЭС о чрезвычайных происшествиях и ситуациях, представляющих угрозу здо­ровью населения, санитарному и эпидемическому благополучию;

-возмещать в установленном порядке работникам и гражданам ущерб, нанесенный их здоровью вследствие нарушения санитарного законодательства;

-содержать предоставлен­ные в пользование или принадлежащие им на праве собственности жилые, производственные, бытовые и другие помещения в соответствии с требованиями санитарных норм.

В процессе эксплуатации производственных, бытовых и других помещений, оборудования, использования технологий их владелец обязан создать безопасные и здоровые условия труда и отдыха, соответствующие требованиям санитарных норм, осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний, отравлений, травм, загрязнения окружающей среды.

При осуществлении своей деятельности рестораны с целью предотвращения и уменьшения вредного воздействия на здоровье населения шума, неионизирующих излучений и других физических факторов обязаны:

-осуществлять соответствующие организационные, хозяйственные, технические, технологические, архитектурно-строительные и другие мероприятия по предупреждению образования и снижению шума до уровней, установленных санитарными нормами (о нормах ниже);

-обеспечивать уровень звучания звуковоспроизводящей аппаратуры и музыкальных инструментов, а также уровень шума в прилегающих жилых и общественных зданиях, не выше установленных.

Более детально: Закон Украины «Об архитектурной деятельности», Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха», Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое (СанПин 42-123-5777-91), утвержденные Министерством охраны здоровья и Министерством торговли СССР 19 марта 1991 года.

Ответственность за нарушение установленных требований

Должностные лица государственной СЭС для прекращения нарушения санитарного законодательства имеют право принимать следующие меры (при необходимости привлекая сотрудников милиции):

а) ограничение, временный запрет или прекращение деятельности заведений и объектов любого назначения, технологических линий, машин и механизмов, выполнения отдельных технологических операций, в случае несоответствия их требованиям санитарных норм;

б) ограничение, временный запрет или прекращение строительства, реконструкции и расширения объектов в случае отступления от утвержденного проекта;

в) временное запрещение использования технологического оборудования, строительных материалов, биологических средств, товаров народного потребления, источников ионизирующих излучений в случае отсутствия их гигиенической регламентации и государственной регистрации, а также если они признаны вредными для здоровья людей;

г) ограничение, приостановление или запрещение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ при условии нарушения санитарных норм;

д) приостановление или прекращение инвестиционной деятельности;

е) вынесение владельцам, уполномоченным ими лицам представлений об отстранении от работы или другой деятельности лиц;

ж) запрещение производства или обращения, а также изъятие из обращения пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, диетических добавок, вспомогательных материалов для переработки пищевых продуктов, а также вспомогательных средств и материалов для производства и обращения пищевых продуктов.

Работники, действия которых привели к нарушению санитарного законодательства, невыполнению постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц государственной СЭС, подлежат дисциплинарной ответственности. Кроме того, за указанные действия возможно наложение следующих штрафов:

-на должностных лиц — от 17 до 425 гривен;

-на граждан — от 17 до 204 гривен.

За нарушение требований относительно соблюдения тишины и ограничений определенных видов деятельности, которые сопровождаются шумом, субъект хозяйственной деятельности уплачивает штраф в размере от 850 до 7650 гривен. В случае, когда после применения такой санкции нарушение не прекращено, выплачивается штраф в размере ста процентов стоимости реализованной продукции, оказанных услуг.

За нарушение правил торговли и предоставления услуг работниками общественного питания предусмотрен штраф от 17 до 170 гривен.

Указанное предписано Законом Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», Кодексом Украины об административных правонарушениях

Требования по конкретным сферам

Шум

Рестораторы, чьи заведения расположены в жилых зданиях, обязаны предусматривать и осуществлять необходимые меры по снижению шума до нормативных уровней. Разрешения на предельно допустимые уровни шумов, производимых стационарными источниками шума, в частности во время работы оборудования, инструментов, а также использования в ресторанах, кафе, барах звуковоспроизводящей аппаратуры и музыкальных инструментов, выдаются Киевской городской государственной администрацией после предоставления расчетных или инструментальных данных и карт распределения у