top of page

Александр Сляднев: как сделать идеальный снимок на смартфон


Сегодня смартфоны с хорошей и качественной оптикой заполонили рынок и очевидно, что мобильная фотография заняла свою достойную нишу среди любителей фотографировать. А что если речь не о любителях, а о тех, для кого правильная фотография еды тождественна заработанным деньгам? Есть важные детали, на которые стоит обращать внимание при создании food-фотографии на мобильный телефон. Обо всем по порядку.

Оптика Именно с этого совета я начинаю свои мастер-классы по съемке на мобильный телефон. Телефон круглосуточно находится в кармане или вашей сумке, очевидно, что чистота линзы мобильной камеры оставляет желать лучшего.

На удивление, многие опытные фотографы тоже забывают позаботиться о том, чтобы протереть оптику перед началом съемки. И поэтому кадры могут быть в некоторых местах размыты. Избежать этого можно, протерев камеру чистой тряпочкой. В крайнем случае сойдет и отворот пиджака или футболки.

Фон и аксессуары Лучший способ — снимать еду в естественной для нее среде обитания — на обеденном столе или в процессе приготовления.

Есть еще несколько правил работы с фоном и аксессуарами: 1. Фон должен быть матовым. Если у вас еще нет достаточного опыта работы с освещением, это поможет избежать многих ошибок. 2. Фон и аксессуары должны быть естественными для конкретного блюда. Часто многие фотографы используют лишние, бессмысленные предметы для красоты кадра. Например, красивый и аутентичный ручной миксер при съемке мяса или ножницы, бечевку при съемке салата.

Освещение При съемке еды необходимо понимать, что лучший рисунок дает нам свет контровый, т.е. когда источник света находится сзади/сбоку от снимаемого блюда. Освещение должно быть мягким. Этого можно добиться двумя способами: как можно ближе расположить объект съемки к источнику света, например окну, и второй путь — использовать рассеивающие диффузоры.

Ими могут быть: матовое стекло, препятствующее попаданию прямых солнечных лучей, калька или кухонный пергамент.

Иными словами, при съемке в помещении возле окна, если нет прямых солнечных лучей, достаточно максимально близко расположить нашу композицию. И в случае попадания солнца перекрыть окно рассеивателем. А при съемке на улице уйти в тень.

Еще один секрет работы со светом заключается в композиционном построении рисунка светотени. Визуально разделите объект съемки на три части и при постановке выбирайте такой ракурс, когда соотношение будет 1:3, т.е. треть блюда на свету и две трети в тени или наоборот.

Ракурс при съемке При съемке на мобильный телефон необходимо учитывать одну конструктивную особенность. Из-за широкого угла объектива в кадр может попадать слишком много заднего фона, поэтому в среде мобильных фотографов существует негласное правило: чаще снимать композиции сверху.

Золотое сечение и числа Фибоначчи Все, что мы считаем красивым, построено благодаря геометрическим правилам композиции. Применяй и совмещай самые основные из них: золотого сечения, золотой спирали, диагоналей, треугольников. А уже когда они засядут тебе в подсознание, изучай более сложные.

И запомни числа: 1 1 2 3 5 8. Это числовая гармония великого математика Леонардо Фибоначчи. Не пренебрегай ими и группируй предметы на съемочном столе в соответствии с этим правилом. Одна тарелка, одна ложка, рядом две ягодки, которые случайно скатились с тарелки, отдельно два бокала и бутылка прохладного шампанского (ну кто же обедает в одиночестве?). Ну а группы собирай в треугольники. Вот и все, это очень просто!

Цвет Каждый цветовой мазок имеет свой смысл. Красный цвет привлекает внимание, желтый — радует, а синий — успокаивает. И сочетания цветов вызывают определенные чувства. Пастельные цвета, перенасыщенные белым, создают уют и нежность, например.

История в кадре Запомни, зритель никогда не покупает блюдо с фотографии, он покупает эмоцию. Именно эмоцию, основанную на своем опыте. Давай сразу к примеру. Закрой глаза и представь себе салат оливье. Что приходит на ум? Вкус? Навряд ли. Эмоция. Новый год, вся семья в сборе, предвкушение праздника и легкое ощущение счастья. А еще водка. Ведь какой оливье без водки?

Вот тебе и готовый сюжет для съемки этого, на самом деле, невзрачного блюда. Хрустальная мисочка с оливье, рядом тарелка родом из Советского Союза, запотевшая рюмочка водки и ложка, которой заботливая мама или жена положила тебе порцию любимого всеми нами, но абсолютно непрезентабельного, с точки зрения фотографии, блюда. Остается только «хряпнуть» обжигающий напиток и закусить каноническим салатом.

И так абсолютно каждое блюдо имеет свою историю. А люди живут ассоциациями. И это здорово облегчает работу food-фотографа.

Фотография может быть миллион раз некачественная, но если в ней есть сюжет, эмоция — она соберет тысячу «лайков» на твоей страничке в Фейсбуке. И в то же время просто правильно экспонированная картинка с крутой резкостью и без истории останется погребенной среди сотен подобных.

bottom of page