Часть 4
Елена Мукосей
продолжает рассказывать о
крупных международных
ресторанных империях.
В этот раз речь пойдет о
заведениях,
в основе меню которых
рыба и морепродукты.
Экспансия рыбных ресторанов в Украине набирает обороты: сеть «Черноморка» запускает уже десятое заведение, Дима Борисов приглашает в очередной Mushlya bar на Подоле, продажи устриц на столичных фестивалях перешагнули за тысячу, несколько новых больших рыбных ресторанов вот-вот заявят о своем открытии. Украина постепенно перестает быть страной мясоедов. Нам стало интересно, как обстоят дела у рыбных ресторанов за границей.
Южноафриканская сеть Ocean Basket
Ocean Basket многие украинцы знают после посещения Кипра. Некоторые даже ошибочно полагают, что это кипрская компания. На самом деле первый ресторан Ocean Basket был открыт в 1995 году в Менлин-Парке в Претории, столице Южно-Африканской Республики. Фэтс Лазаридис (Fats Lazarides) решил создать заведение,
где подают вкусные морепродукты по приемлемым ценам.
В то время это было доступно только для очень обеспеченных людей: креветки считались настоящей расточительностью.
Дебютный Ocean Basket занимал площадь 60 квадратных метров — маленькое кафе с шестью столиками. В меню значилось всего несколько блюд: креветки, кальмары, треска, кинг клип. К ним предлагали всего одно вино и пару-тройку безалкогольных напитков. Сюда можно было приходить со своими напитками и даже со своими салатами!
Мать Фэтса, Лиза Лазаридис, добавила в развитие бренда свою, особую магию. Она по-прежнему печет десерты Baklava и Kataifi для ресторанов в ЮАР. На сегодняшний день в 16 странах мира гостей ждут 205 заведений сети. В Африке охвачены ЮАР, Маврикий, Нигерия, Кения, Замбия, Зимбабве, Мозамбик. В Азии — Казахстан и Россия, в Европе — Кипр и Мальта, на Ближнем Востоке — Дубай, Саудовская Аравия, Катар, Оман и Кувейт.
Меню Ocean Basket — это типичная греческая кухня:соус дзадзики, сыры фета и халуми, хумус, кальмары, оливки, тарелка закусок мезе, греческий салат, фиш энд чипс, рыба на гриле, осьминоги, мидии в сливочном соусе.
Немецкая сеть Nordsee
Nordsee — самая большая немецкая сеть рыбных кафе с системой самообслуживания. Первое заведение было открыто в 1896 году в Бремене и представляло собой рыбную лавку для жителей города. В 1964-м компания впервые стала предлагать готовые блюда из рыбы в дополнение к сырым морепродуктам. Это сделало лавку настолько популярной, что в течение двух лет были открыты 300 ресторанов Nordsee. Заведения сети, как правило, расположены в торговых центрах или вблизи аэропортов и железнодорожных вокзалов. Компания специализируется в первую очередь на Германии и Австрии, но ее филиалы также открыты в Чехии, Румынии, Словакии, Швейцарии, Венгрии, Кипре, Дубае, Египте, Болгарии и Турции. В 2011 году первый рыбный ресторан NordSee открылся в России.
Сейчас работают более 400 заведений. Средний чек в них составляет 150 грн. В 2018 году стало известно, что сеть приобрел швейцарский инвестор — Kharis Capital. На сегодня ежегодная прибыль компании Nordsee Holding GmbH составляет 350 миллионов евро. Заведения сети за год успевают посетить более 20 миллионов гостей.
В меню Nordsee: стейк из лосося с картошкой, минтай на гриле, рыбный суп, хрустящие креветки, фиш энд чипс, рыбные сэндвичи.
Бельгийско-французский Léon de Bruxelles
Léon de Bruxelles — сеть из 76 заведений, работающих по всей Франции. Первый ресторан бельгийской кухни Léon был открыт в 1893 году в Бельгии. Названием он обязан своему основателю, ресторатору из Брюсселя Leo Vanlancker.
Фирменное блюдо — мидии в чугунке, которые принято есть с картофелем фри и запивать бельгийским пивом. В ресторанах Léon de Bruxelles за сутки в общей сложности съедают более восьми тонн мидий!
Интенсивное развитие сети началось в 1958 году. А во Франции первый ресторан был открыт в 1989-м, в Париже, на площади Республики. Другие заведения Léon de Bruxelles, включая флагманский на Елисейских Полях, начали работать в 1991 году. Большинство блюд готовят из свежих мидий.
В меню есть мидии по-провансальски, приготовленные с томатами, чесноком, прованскими травами и маслинами; мидии Léonпод фирменным сливочным соусом с белым вином, сельдереем и луком-шалот; мидии с шампиньонами в сливочном соусе; мидии по-дижонски со сливочно-винным соусом и зернистой дижонской горчицей; мидии под соусом из сыра рокфор; мидии по-арденски с беконом, шампиньонами, сливками и белым вином; мидии с карри по-мадрасски с чеснокоми карри. Если этого мало, то можно попробовать мидии тушеные, запеченные, на гриле, в сухарях или в фольге, томленные в кастрюльке или сковороде, а также салаты, десерты. Предлагается большая карта пива и вина.Средний чек в Париже колеблется от 16 до 25 евро, самое дешевое блюдо (мидии с пастой) — 13 евро, самое дорогое (мидии с кальмарами и креветками) — 18 евро.
Американский тяжеловес Red Lobster
705 заведений Red Lobster — сеть сasual dining-ресторанов, специализирующихся на блюдах из морепродуктов. На логотипе бренда красуется красный омар.
Предприниматели Билл Дарден и Чарли Вудсби открыли первый ресторан в Лейкленде штата Флорида в 1968 году.
Сейчас сеть работает по всему миру, в том числе в Канаде, США, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Катаре, Японии.
В 1970-м General Mills приобрела Red Lobster. Благодаря инвестициям в 80-х годах сеть стала быстро расширяться. На рынок Канады она зашла при сотрудничестве с ресторанной сетью Ponderosa. Сейчас там работают около 30 ресторанов, большая часть которых расположена в крупных торговых центрах в Онтарио.
В 1995 году Red Lobster, наряду с Olive Garden и другими дочерними ресторанными сетями, стал частью американского Darden Restaurants, Inc.
Интерьер заведений создан по образцу прибрежной архитектуры Новой Англии: прослеживается отсылка к каменным башням, сигнальным флагам, гальке... На стенах — панели из темного дерева, ткани в теплых тонах, мягкое освещение, а также морские элементы декора и картины.
В 2014 году холдинг Darden Restaurants сообщил о продаже сети Red Lobster инвестиционной компании Golden GateCapital за 2,1 млрд долларов. Такое решение было принято из-за невозможности конкурировать Red Lobster с сетями закусочных, которые предлагают быстрое обслуживание и более низкие цены.
После этого в меню ресторанов появились трендовые блюда: тако из лобстера, соус чимичурри и лосось из Аляски. Маркетологи заведений отметили, что блюда из креветок пользуются особой популярностью, поэтому увеличили их количество в меню до 47 %. Теперь практически в каждое второе блюдо входят эти море- продукты
Американская сеть Bubba Gump Shrimp Company Restaurant and Market
Создание этой сети ресторанов вдохновлено фильмом «Форрест Гамп» (1994). Сейчас работает 45 заведений Bubba Gump Shrimp Co, 29 из них — в США, 4 — в Мексике, 3 — в Японии и в Колумбии, по одному в Лондоне, Гонконге, Индонезии, Канаде, на Марианских островах и на Филиппинах. Компания базируется в Хьюстоне штата Техас и с 2010 года является подразделением ресторанов Landry's.
Первое заведение сети было открыто в 1996 году в Монтерее (Калифорния) ком-панией Rusty Pelican Restaurantsв партнерстве с Viacom. Последняя — владелец Paramount Pictures, дистрибьютор ленты «Форрест Гамп». Ресторан назван в честь героев фильма Бенджамина Буфорда Блю по прозвищу Бубба и Форреста Гампа. Как помним, в кинокартине Бубба предложил Гампу заняться креветочным бизнесом, и в конечном счете Форрест воплотил идею друга после гибели того на войне во Вьетнаме.
В 1995 году Paramount Pictures обратилась к RustyPelican Restaurants Inc. с пред-ложением создать ресторан,основанный на идее из «Форреста Гампа». В результате сделки и появилась компания Bubba Gump Shrimp Co. Небывалый успех заведения привел к его франчайзингу в международном масштабе.
В меню ресторана в основном блюда из креветок и других морепродуктов, а также блюда южноамериканской и каджунской кухни. Многие из них названы в честь героев фильма, например Jenny's Catch и бестселлер Forrest's Seafood Feast. В заведениях можно увидеть оригинальные вещи из киноленты, сыграть в викторину из картины и подать сигнал официанту с надписью «Стоп, Форрест, стоп!».