Виталий Ковач, член Итальянской ассоциации сомелье, основатель Школы сомелье, сооснователь телевизионного проекта WineMap TV, основатель Wine Travel, вернулся с 53-й выставки Vinitaly — знакового, масштабного события в мире вина — и рассказывает о трендах этого сезона.
Виталий, какие тренды диктует Vinitaly 2019? К чему готовиться рестораторам и сомелье — продолжать двигаться в сторону модных в прошлом сезоне вин из итальянских сортов белого винограда? Или выискивать новую экзотику? Последние пару лет мир отдает предпочтение легким, питким продуктам. Если в ресторане или баре вам нальют такое вино, вы с удовольствием выпьете бокал и закажете второй. Поэтому производители и правильные рестораны продолжат соблазнять своих клиентов именно ими. Будут ставить побокально не что-то мощное, скажем, шардоне в дубовой бочке, а легкое, фруктовое вино. Акцент — на розовые вина, молодые, свежие, ароматные, доступные, с ароматом красного и вкусом белого вина. Они все больше набирают обороты с точки зрения объемов потребления и продаж. Но Украина пока что отстает в этом деле. Чем больше у вас линейка розового вина, тем меньше его ротация. Розовое нужно пить молодым. С каждым триместром этот продукт становится все слабее и слабее. Потому вино урожая 2018 г. уже должно стоять на столе, и вы можете им наслаждаться максимум до сентября. Если говорить о французских розовых винах, то однозначно стоит обращать внимание на регион Кот де Прованс. Если говорить про Италию — это может быть продукт из Бардолино Кьяретто и Чересоло Д’абруццо. Розовое интересно своей разумной ценой. В этом сегменте мало производителей, которые заявляют, что их продукт стоит 30 евро за бутылку. 10 евро — это тот диапазон, в котором «плавают» практически все розовые.
Сдвинулось ли игристое с привычной отметки «просекко»? Появились ли новые фавориты в этом сегменте, скажем, испанская cava? Нет. На сегодняшний день просекко — это апелласьон, который выпускает самое большое количество продукта, 500 млн бутылок. Будем откровенны, просекко появилось в нужном месте в нужное время. Итальянцы вовремя отреагировали, классифицировали продукт выше, защитили и хорошо пропиарили. Себестоимость продукта низкая. Он подкупает потребителя, настроенного на легкое, питкое, простое и доступное вино. Просекко — реально высококачественный продукт и не имеет конкурента. Успех его состоит в элементарных вещах неединичного значения. Во-первых, продукт производят из сорта высокоурожайного винограда. Он достаточно легко возделываемый и позволяет собирать с гектара около 13-18 тонн. А при плотности посадок три-четыре тысячи лоз — это действительно много. Вторая составляющая успеха — легкий и цветочный вкус напитка, который всех подкупает. Ни шампанское, ни cava не дают такой свежести, легкости и питкости.
Что говорят о вине и его роли в здоровом образе жизни? Пытаются ли виноделы позиционировать свои продукты как те, которые могут быть частью мейнстрима ЗОЖ? Вин, которые вписываются в формат здорового образа жизни, на этой выставке было гораздо больше. Если говорить про площади, выделенные под данные продукты, то, в сравнении с прошлым годом они увеличились раз в десять. Тренд набирает сумасшедшие обороты. Поэтому, если наши виноделы хотят быть впереди планеты всей, то должны ставить солнечные батареи, делать этикетку не из бумаги, а из камня (есть уже и такие новые экологические технологии), пересесть на электромобили, использовать в своем производстве только те продукты, которые имеют возможность перерабатываться... Проще говоря, они должны быть дружественными к окружающей среде. Все эти же требования будут выдвигать и гости в стиле ЗОЖ к рестораторам и бартендерам.
Что нового ждать в области эногастрономических сочетаний? Идет глобальная коллаборация мощных брендов. К примеру, знаменитый Грана Падано сотрудничает с «Франчакорта». Сыры с выдержкой 12, 24, 36 месяцев красиво соединяются с классическим методом шампанизации. Да и вообще, в последнее время эногастрономические правила, которым нас учили лет 15 назад, начинают ломаться. Ведь часть потребителей хочет нового, экзотического.
То есть, теперь можно запросто предложить клиенту под итальянское вино блюдо южноафриканской кухни? Можно. Транснациональность переходит из еды и в вино. Каберне Совиньон сегодня вы можете встретить и из Чили, и из ЮАР, и из Австралии. Все перечисленное — в одной бутылке. Не исключаю, что, когда человек освоит Луну или Марс, будут популярными винные дуэты из виноматериалов Земли и других планет. Традиции, как устоявшийся, проверенный столетиями аспект, конечно же, останутся. Но они будут лишь дополнять эксперименты новаторов.
Появились ли новые форматы коммуникации с клиентом? Меняется ли привычный формат «привоза» винодела и дегустационных ужинов на другие, к примеру, на формат винных игр или обучения в небольших группах? Традиция коммуникации остается неизменной — ужин с вином. Однозначно будет повышаться уровень спикеров, представляющих свои продукты. Но так как все производители к нам точно не приедут, гораздо проще будет съездить на винодельни или производства нам самим. Потому будет набирать большей популярности, чем у нас есть в стране сейчас, винный туризм.
Коктейли с игристым Самая лучшая база для коктейлей с игристым — это просекко, всегда свежее, номер один по качеству. Оно идеально в компании с теми продуктами, которые и в миксе продолжают транслировать его миссию — легкость, питкость, игристость, веселье. Лимон, лайм, огурец, мята… Из алкогольных напитков в партнеры к просекко можно брать джин, белые спирты. В последнее время все популярнее становятся эксперименты с добавлением в коктейли с игристым более горьких напитков — не привычный сладковатый «Апероль», а терпкий, горьковатый «Кампари». Наш потребитель любит ярко выраженные вкусы. Под легкие коктейли с игристым подходят такие же легкие и простые закуски. Испанские тапасы, итальянские брускетты — маленькие, удобные, вкусные.
Comments