ВЛИЯНИЕ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА НА КОММЕРЧЕСКИЙ УСПЕХ ДЕВЕЛОПЕРСКИХ ПРОЕКТОВ НЕУКЛОННО РАСТЕТ. ЭТА МИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ НАСТОЛЬКО СИЛЬНА, ЧТО
РИТЕЙЛЕРЫ ВЫНУЖДЕНЫ ИСКАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛАБОРАЦИИ С РЕСТОРАНАМИ И КАФЕ.
Анатолий Полковников,
основатель и у правляющий «Эй Пи Консалтинг»,
эксперт с 2 0-летним опытом по запуску и
управлению HoReCa
Для многих операторов розничной сети сотрудничество с объектами общественного питания становится вопросом выживания. Так, на рынках США наблюдается ситуация закрытия
офлайн-магазинов, сектор же Food & Beverage, наоборот, находится в фазе роста. То же
происходит в Китае и на других азиатских рынках. Видя эту тенденцию, владельцы магазинов проводят кардинальные изменения, в том числе внедряют новые форматы, построенные на интеграции F & B в концепт магазина.
Возрастание роли F & B для ТЦ
Если раньше фуд-корты в ТРЦ зарабатывали благодаря потоку, созданному ритейлом, то теперь ситуация изменилась. Они больше не нуждаются в магазинах в качестве генератора потока. Возьмем, к примеру, рынок еды Time Out в Португалии или Ulichnaya eda и Kyiv Food Market в Украине.
Общепит сам по себе стал местом, которое дает потребителю то, что он ищет: новые эмоции и опыт, а также интересное общение. Проводить больше времени, а соответственно, и больше тратить — такая формула формирует новый рынок, отводя F & B еще более важную роль. Рестораны и кафе, создавая внутреннюю конкуренцию, обеспечивают: рост качества обслужи-
вания клиентов; увеличение времени на- хождения в ТЦ; увеличение как расходов покупателей, так и конверсии.
СОГЛАСНО ПОСЛЕДНИМ
ИССЛЕДОВАНИЯМ,
ПОКУПАТЕЛИ, КОТОРЫЕ
ПОСЕЩАЮТ ФУД-КОРТ,
ПРОВОДЯТ В ТЦ В СРЕДНЕМ НА
27 МИНУТ ДОЛЬШЕ, ОСТАВЛЯЮТ
В МАГАЗИНАХ НА 10‒15 %
БОЛЬШЕ ДЕНЕГ И В ЦЕЛОМ
УВЕЛИЧИВАЮТ ОБЩУЮ
ВЫРУЧКУ ТЦ БОЛЕЕ ЧЕМ НА
18%, ТАК КАК ЯВЛЯЮТСЯ
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОЙ
АУДИТОРИЕЙ.
Откуда растут корни?
Основным драйвером этой тенденции стала эволюция покупательских паттернов. Еда всегда была поводом провести время совместно с другими людьми. Исследования CBRE выявили: треть визитов в ТРЦ посвящены тому, чтобы посетить фуд-корт. Рестораны и кафе превращают ТЦ в важную социальную составляющую современного образа жизни. По данным JLL (одного из крупнейших мировых операторов коммерческой недвижимости), за 10 лет арендаторы, предоставляющие услуги общественного питания, увеличили свои площади в ТРЦ в два раза — с 7 до 15 %. А за последующие несколько лет этот показатель превысит 20 %. Уже сейчас
многие девелоперы готовы отдать до 30 % своих площадей под ресторанный бизнес.
Не обошла вниманием данный вопрос и крупнейшая европейская отраслевая выставка в сфере девелопмента и ритейла — MAPIC, проходившая в Каннах. Основной темой мероприятия стало развитие сегмента Food & Beverage.
Food is the New Fashion
По данным JLL, более 60 % миллениалов выберут поход в новый ресторан вместо покупки новой одежды или пары обуви, а более 50 % — скорее посетят фестиваль еды, чем концерт. Генеральный директор Time Out Market Didier Souillat (Дидье Суйа) отметил, что «в настоящее время самый актуальный тренд — это развитие фуд-холлов: они оказывают решительное влияние на то, придут ли люди снова в ТРЦ».
Ситуация на глобальных рынках такова, что процент розничной торговли в секторах одежды, гаджетов и бытовой техникой снижается, на смену им приходят рестораны, развлечения, досуг, образование.
По прогнозам аналитиков, в 2030 году доля электронной коммерции в общем мировом
розничном объеме составит 32 %, что лишь усилит общую тенденцию. Уже сейчас мы
наблюдаем, как ресторанный бизнес заменяет собой фэшн-ритейлеров, привлекая все
больше посетителей в ТРЦ. При этом магазины одежды, обуви и электроники уменьшают
свои площади в ТРЦ, уходя на центральные городские локации, сектор же F & B стабильно
растет на 3 % ежегодно.
В ПОПУЛЯРНЫХ ТРЦ
ПЛОЩАДЬ ФУД-КОРТОВ
УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПОСТОЯННО,
ОПЕРАТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ: РЕСТОРАНЫ, БАРЫ,
ФАСТ-ФУДЫ И ЗДОРОВАЯ
ЕДА — СТАНОВЯТСЯ ТАКИМ
ЖЕ МАГНИТОМ, КАК ЯКОРНЫЕ
БРЕНДЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГАЛЕРЕИ.
«Eating is the new shopping» («Еда — это новый шопинг»), — считает JLL.
По исследованиям компании ECE, на решение более 40 % покупателей в Европе,
какой ТЦ посетить, влияет критерий, как там можно поесть. Статистика за последние
5 лет показывает: продажи операторов F & B в европейских ТЦ возросли на 50 %. В
ЕС посетители ТРЦ ежегодно тратят на фуд-корте примерно 474 евро за 160 посещений
(данные JLL). Касательно расходов самой стабильной возрастной группой назвали
категорию 35+.
Главные тенденции
Основные тренды, на которых сосредоточены девелоперы и которые признают практически все консалтинговые, исследовательские и маркетинговые агентства, — эволюция сегмента F & B,
развитие фуд-корта — из формата «фаст-фуд» в более продвинутые концепции. Операторы уходят от простых продуктов и блюд street-food к более высокому качеству, разнообразию и оригинальности, а рестораторы начинают предлагать более широкий выбор еды: новые экспериментальные форматы, этнические кухни, здоровое питание.
На смену однотипности ресторанных предложений приходит разнообразие, успешные
бренды диверсифицируются, не повторяются в концептах — утверждают аналитики JLL. По
их мнению, правильно организованный фуд-корт создает дополнительно 7 % трафика
посетителей ТРЦ, а в вечернее время, выходные и праздничные дни — 12 %. Доход всех
операторов ТЦ при усилении в нем сегмента F & B возрастает на 5 %.
Страны, в которых увеличится сегмент F & B
Крупнейший оператор ресторанов в Европе АmRest, изучив тенденции развития F & B,
считает, что на сегодняшний день лидером роста этого сегмента является Турция, за ней
следуют Румыния, Болгария, Польша и Украина. Многие эксперты полагают, что в течение
ближайших лет именно в этих странах F & B будет заметно эволюционировать, внедряя
новые концепции, в частности коллаборации с модной индустрией, особенно в ТРЦ.
Успешные коллаборации
Важно помнить, что современный потребитель ищет эмоции, новый опыт, личное общение и возможность использовать новые технологии. Физическая розница, а это касается и ресторанов, обязана сделать процесс посещения и покупки захватывающими. Ритейлеры вынуждены объединяться с представителями ресторанного бизнеса для совместного привлечения трафика и увеличения среднего чека.
Вот интересные примеры, демонстрирующие успешный симбиоз ритейла и F & B. В магазинах H & M работают небольшие кофейни It’s Pleat, молодого бренда, который предоставляет покупателю свежие продукты. Ритейлер Arket (H & M Group) также открыл в своем лондонском магазине кафе. В парижском Monoprix посетители могут поесть в Sushi Shop corner. Такое
решение не требует больших инвестиций, а количество транзакций в магазине значительно
возрастает.
В магазине Saks Off 5th в Германии работает кофейня Starbucks. Кроме того, Starbucks
открывает отделы самообслуживания площадью 2 м2 в небольших продуктовых магазинах и на заправках, что создает дополнительный трафик. Таким образом, операторы пытаются
удовлетворить различные потребности покупателей.
Успешной стала немецкая модель «рынок + фуд-корт» на последнем этаже универмага, как в берлинском KaDeWe. Украинский пример: фуд-корт, расположенный на верхнем этаже, который генерирует поток клиентов через все магазины в киевском ЦУМ, принадлежащем «ЭСТА Холдингу» Рината Ахметова.
Выводы
Указанные тенденции вселяют определенный оптимизм и веру в светлое будущее ресторанного бизнеса как части мировой экономики. Специалисты F & B будут еще долго востребованы, ведь во многом от них будет зависеть успешность крупных девелоперских проектов. В целом отрасль
очень привлекательна для инвесторов, что в долгосрочной перспективе приведет к появлению новых сильных игроков в данном сегменте рынка. Вместе с тем будет расти конкуренция, клиенты же — становиться все более требовательными. А значит, не стоит забывать о постоянном совершенствовании и оптимизации бизнес-процессов, адаптации под быстро меняющиеся запросы потребителей.
Comments