top of page

Food & Beverage: перспективы развития и взаимосвязь с ТРЦ

ВЛИЯНИЕ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА НА КОММЕРЧЕСКИЙ УСПЕХ ДЕВЕЛОПЕРСКИХ ПРОЕКТОВ НЕУКЛОННО РАСТЕТ. ЭТА МИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ НАСТОЛЬКО СИЛЬНА, ЧТО

РИТЕЙЛЕРЫ ВЫНУЖДЕНЫ ИСКАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛАБОРАЦИИ С РЕСТОРАНАМИ И КАФЕ.

Анатолий Полковников,

основатель и у правляющий «Эй Пи Консалтинг»,

эксперт с 2 0-летним опытом по запуску и

управлению HoReCa


Для многих операторов розничной сети сотрудничество с объектами общественного питания становится вопросом выживания. Так, на рынках США наблюдается ситуация закрытия

офлайн-магазинов, сектор же Food & Beverage, наоборот, находится в фазе роста. То же

происходит в Китае и на других азиатских рынках. Видя эту тенденцию, владельцы магазинов проводят кардинальные изменения, в том числе внедряют новые форматы, построенные на интеграции F & B в концепт магазина.


Возрастание роли F & B для ТЦ

Если раньше фуд-корты в ТРЦ зарабатывали благодаря потоку, созданному ритейлом, то теперь ситуация изменилась. Они больше не нуждаются в магазинах в качестве генератора потока. Возьмем, к примеру, рынок еды Time Out в Португалии или Ulichnaya eda и Kyiv Food Market в Украине.


Общепит сам по себе стал местом, которое дает потребителю то, что он ищет: новые эмоции и опыт, а также интересное общение. Проводить больше времени, а соответственно, и больше тратить — такая формула формирует новый рынок, отводя F & B еще более важную роль. Рестораны и кафе, создавая внутреннюю конкуренцию, обеспечивают: рост качества обслужи-

вания клиентов; увеличение времени на- хождения в ТЦ; увеличение как расходов покупателей, так и конверсии.


СОГЛАСНО ПОСЛЕДНИМ

ИССЛЕДОВАНИЯМ,

ПОКУПАТЕЛИ, КОТОРЫЕ

ПОСЕЩАЮТ ФУД-КОРТ,

ПРОВОДЯТ В ТЦ В СРЕДНЕМ НА

27 МИНУТ ДОЛЬШЕ, ОСТАВЛЯЮТ

В МАГАЗИНАХ НА 10‒15 %

БОЛЬШЕ ДЕНЕГ И В ЦЕЛОМ

УВЕЛИЧИВАЮТ ОБЩУЮ

ВЫРУЧКУ ТЦ БОЛЕЕ ЧЕМ НА

18%, ТАК КАК ЯВЛЯЮТСЯ

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОЙ

АУДИТОРИЕЙ.


Откуда растут корни?

Основным драйвером этой тенденции стала эволюция покупательских паттернов. Еда всегда была поводом провести время совместно с другими людьми. Исследования CBRE выявили: треть визитов в ТРЦ посвящены тому, чтобы посетить фуд-корт. Рестораны и кафе превращают ТЦ в важную социальную составляющую современного образа жизни. По данным JLL (одного из крупнейших мировых операторов коммерческой недвижимости), за 10 лет арендаторы, предоставляющие услуги общественного питания, увеличили свои площади в ТРЦ в два раза — с 7 до 15 %. А за последующие несколько лет этот показатель превысит 20 %. Уже сейчас

многие девелоперы готовы отдать до 30 % своих площадей под ресторанный бизнес.


Не обошла вниманием данный вопрос и крупнейшая европейская отраслевая выставка в сфере девелопмента и ритейла — MAPIC, проходившая в Каннах. Основной темой мероприятия стало развитие сегмента Food & Beverage.


Food is the New Fashion

По данным JLL, более 60 % миллениалов выберут поход в новый ресторан вместо покупки новой одежды или пары обуви, а более 50 % — скорее посетят фестиваль еды, чем концерт. Генеральный директор Time Out Market Didier Souillat (Дидье Суйа) отметил, что «в настоящее время самый актуальный тренд — это развитие фуд-холлов: они оказывают решительное влияние на то, придут ли люди снова в ТРЦ».


Ситуация на глобальных рынках такова, что процент розничной торговли в секторах одежды, гаджетов и бытовой техникой снижается, на смену им приходят рестораны, развлечения, досуг, образование.


По прогнозам аналитиков, в 2030 году доля электронной коммерции в общем мировом

розничном объеме составит 32 %, что лишь усилит общую тенденцию. Уже сейчас мы

наблюдаем, как ресторанный бизнес заменяет собой фэшн-ритейлеров, привлекая все

больше посетителей в ТРЦ. При этом магазины одежды, обуви и электроники уменьшают

свои площади в ТРЦ, уходя на центральные городские локации, сектор же F & B стабильно

растет на 3 % ежегодно.


В ПОПУЛЯРНЫХ ТРЦ

ПЛОЩАДЬ ФУД-КОРТОВ

УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПОСТОЯННО,

ОПЕРАТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО

ПИТАНИЯ: РЕСТОРАНЫ, БАРЫ,

ФАСТ-ФУДЫ И ЗДОРОВАЯ

ЕДА — СТАНОВЯТСЯ ТАКИМ

ЖЕ МАГНИТОМ, КАК ЯКОРНЫЕ

БРЕНДЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГАЛЕРЕИ.


«Eating is the new shopping» («Еда — это новый шопинг»), — считает JLL.

По исследованиям компании ECE, на решение более 40 % покупателей в Европе,

какой ТЦ посетить, влияет критерий, как там можно поесть. Статистика за последние

5 лет показывает: продажи операторов F & B в европейских ТЦ возросли на 50 %. В

ЕС посетители ТРЦ ежегодно тратят на фуд-корте примерно 474 евро за 160 посещений

(данные JLL). Касательно расходов самой стабильной возрастной группой назвали

категорию 35+.

Главные тенденции

Основные тренды, на которых сосредоточены девелоперы и которые признают практически все консалтинговые, исследовательские и маркетинговые агентства, — эволюция сегмента F & B,

развитие фуд-корта — из формата «фаст-фуд» в более продвинутые концепции. Операторы уходят от простых продуктов и блюд street-food к более высокому качеству, разнообразию и оригинальности, а рестораторы начинают предлагать более широкий выбор еды: новые экспериментальные форматы, этнические кухни, здоровое питание.


На смену однотипности ресторанных предложений приходит разнообразие, успешные

бренды диверсифицируются, не повторяются в концептах — утверждают аналитики JLL. По

их мнению, правильно организованный фуд-корт создает дополнительно 7 % трафика

посетителей ТРЦ, а в вечернее время, выходные и праздничные дни — 12 %. Доход всех

операторов ТЦ при усилении в нем сегмента F & B возрастает на 5 %.


Страны, в которых увеличится сегмент F & B

Крупнейший оператор ресторанов в Европе АmRest, изучив тенденции развития F & B,

считает, что на сегодняшний день лидером роста этого сегмента является Турция, за ней

следуют Румыния, Болгария, Польша и Украина. Многие эксперты полагают, что в течение

ближайших лет именно в этих странах F & B будет заметно эволюционировать, внедряя

новые концепции, в частности коллаборации с модной индустрией, особенно в ТРЦ.


Успешные коллаборации

Важно помнить, что современный потребитель ищет эмоции, новый опыт, личное общение и возможность использовать новые технологии. Физическая розница, а это касается и ресторанов, обязана сделать процесс посещения и покупки захватывающими. Ритейлеры вынуждены объединяться с представителями ресторанного бизнеса для совместного привлечения трафика и увеличения среднего чека.


Вот интересные примеры, демонстрирующие успешный симбиоз ритейла и F & B. В магазинах H & M работают небольшие кофейни It’s Pleat, молодого бренда, который предоставляет покупателю свежие продукты. Ритейлер Arket (H & M Group) также открыл в своем лондонском магазине кафе. В парижском Monoprix посетители могут поесть в Sushi Shop corner. Такое

решение не требует больших инвестиций, а количество транзакций в магазине значительно

возрастает.


В магазине Saks Off 5th в Германии работает кофейня Starbucks. Кроме того, Starbucks

открывает отделы самообслуживания площадью 2 м2 в небольших продуктовых магазинах и на заправках, что создает дополнительный трафик. Таким образом, операторы пытаются

удовлетворить различные потребности покупателей.


Успешной стала немецкая модель «рынок + фуд-корт» на последнем этаже универмага, как в берлинском KaDeWe. Украинский пример: фуд-корт, расположенный на верхнем этаже, который генерирует поток клиентов через все магазины в киевском ЦУМ, принадлежащем «ЭСТА Холдингу» Рината Ахметова.


Выводы

Указанные тенденции вселяют определенный оптимизм и веру в светлое будущее ресторанного бизнеса как части мировой экономики. Специалисты F & B будут еще долго востребованы, ведь во многом от них будет зависеть успешность крупных девелоперских проектов. В целом отрасль

очень привлекательна для инвесторов, что в долгосрочной перспективе приведет к появлению новых сильных игроков в данном сегменте рынка. Вместе с тем будет расти конкуренция, клиенты же — становиться все более требовательными. А значит, не стоит забывать о постоянном совершенствовании и оптимизации бизнес-процессов, адаптации под быстро меняющиеся запросы потребителей.



Comments


bottom of page