top of page

«Топот»: кто придумал отправить шеф-поваров в лес и зачем

В ОКТЯБРЕ 2019 ГОДА КОМАНДА ИЗ УКРАИНСКИХ ШЕФ-ПОВАРОВ В СОСТАВЕ 10 ЧЕЛОВЕК УШЛА В КАРПАТСКИЕ ГОРЫ, ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ СВОИ СИЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИКОЙ ПРИРОДЫ. КАК ВОЗНИКЛА ИДЕЯ ПРОЕКТА И ЧТО ОКАЗАЛОСЬ САМЫМ ТРУДНЫМ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ УЧАСТНИКОВ, «РЕСТОРАТОР» УЗНАЛ У ИДЕЙНОГО ВДОХНОВИТЕЛЯ «ТОПОТА» ИГОРЯ МЕЗЕНЦЕВА.

Игорь Мезенцев, шеф-повар, основатель проекта «Топот»

Как возникла идея

Первые зачатки идеи проекта возникли давно. Когда-то у меня был проект «Едим в будущем», в рамках которого я готовил еду будущего, как мне казалось. Для этого я придумал съедобную двойную капсулу. Основной едой в будущем я считал борщ, который разложил на 12 основных составляющих. С каждым из них мы приготовили отдельное блюдо. Сделали макроснимки борща и каждой семечки. Тогда я подумал о том, что было бы круто разобраться, откуда взялись все эти техники, которыми мы пользуемся ежедневно.

Прошло время. Мы с другом Димой Бахтой, фотографом, уже начали страдать от безделья... В один из летних вечеров я с девушкой пошел смотреть на звездопад. Звезды были так близко, это было настолько красиво, что мне захотелось собрать шеф-поваров вместе, поехать с ними в горы, в лес, чтобы и они смогли увидеть такую красоту.

Потом было Ukrainian Gastro show, где я встретился с Ярославом Артюхом и рассказал ему о своей задумке про лес и горы. Он ответил, что у него аналогичная идея в голове. И мы решили делать проект. Забегая вперед, скажу, что на 4-й или 5-й день «Топота» рано утром я проснулся от холода, вылез из палатки и увидел звезды, которые были так низко. Я начал будить ребят и вспомнил момент, с которого все началось.

Команда

Придумав проект, я начал писать многим шефам. Сначала живущим в Харькове, потом в Киеве, знакомым и незнакомым. Приглашал поучаствовать. Но мне отвечали отказом. Ярослав Артюх предложил поход Андрею Петренко. В соцсетях я увидел Эдика Канаряна, который уехал в Карелию и жил на берегу в палатке, ловил рыбу, и написал ему. Тот обрадовался и согласился. В дальнейшем Эдик помогал мне, подсказывал, кого лучше из шефов позвать.

Я сразу решил, что нужно набрать команду из 10 человек. Прописал физические требования, указал перечень базовых продуктов, которые можно взять с собой. Еще предупредил, что для резерва места нужно сделать взнос $50. Такая мера была необходима для подтверждения своего участия. Потом на эти деньги мы покупали какие-то продукты для проекта. Это было важным условием, и когда дело доходило до уплаты взноса, много желающих отсеивалось.

Сроки

Идея проекта родилась в начале лета. Людей мы собрали за месяц-полтора и уже в октябре поехали. Было сложно согласовать графики всех участников – шефы ведь заняты, у каждого свои дела и планы. Поэтому время похода периодически сдвигалось, и так мы дотянули до октября. Мы понимали, что позже уже могло ничего не быть.

Подготовка

Сам я никогда в походы не ходил и в палатке не жил. Это был для меня новый опыт. Я харьковчанин, который за пределы города выезжает редко. Во время подготовки смотрел какие-то фильмы по выживанию, того же Беара Гриллса, есть, например, несколько программ, где шефы с путешественниками ходят в лес. Читал информацию о том, что съедобного можно найти в карпатском лесу, какие грибы и ягоды.

Кроме организации, передо мной стояла задача снять весь процесс, ведь я хотел сделать фильм и книгу. Помимо личных вещей, мне нужно было найти для съемок свет и аккумуляторы. Это очень затратное мероприятие, но деньги я вкладывал исключительно свои. Я хотел привлечь спонсоров, но некоторые участники не желали быть «забрендированными». Я вошел в их положение, поэтому пришлось все расходы взять на себя: съемки, выпуск книги.

В проекте участвовал Игорь Лаврешин, эксперт по выживанию. Он сказал, что с радостью поможет нам «остаться в живых». И действительно он очень помог. На каждый вечер Игорь подготовил нам лекции о выживании, о приготовлении хлеба в диких условиях, о рыбе, съедобных насекомых и кореньях.

План и условия участия

Перед походом я продумал, как должна выглядеть будущая книга, что там будет, поэтому я спланировал по дням, когда и что мы будем готовить. Мне нужны были от каждого шефа завтраки, первые блюда, десерты или закуски, основные блюда и фирменное блюдо. Плюс еще два общих блюда. В этот раз мы не ограничивали поваров в продуктах, которые они могут взять с собой. Но в следующий раз уже установим ограничения. Так, у Андрея Петренко рюкзак весил 44 кг — он взял с собой все, что хотел. Во втором «Топоте» мы ограничим количество разрешенных ингредиентов до пяти.

После формирования команды я начал предлагать рестораторам отправиться с нами. Участником мог стать любой желающий. Было два варианта, как это сделать: первый — заплатить 100 тыс. грн, второй – разгадать ребус, зашифрованный дизайнерами в картинке с логотипом проекта. Отгадавший мог поехать с нами бесплатно. При помощи штрих-кода на картинке были зашифрованы координаты места, куда мы отправлялись. Но никто не разгадал ребус.

Выбор и прохождение маршрута

Когда я начал искать место в Карпатах, куда отправиться с проектом, мой друг Роберт Травницкий предложил свою помощь, ведь он сам из Ужгорода. После определения маршрута Игорь Лаврешин отправился в место назначения, чтобы проверить путь. Только после этого мы окончательно решили ехать. Маршрут был рассчитан на 5 дней.

Первый день

Мы поднимались в гору, где разбили лагерь на плато. Это была отправная точка, откуда мы потом ходили по разным маршрутам. В первый день все очень устали. Это был самый сложный подъем в моей жизни. Уже в темноте мы ставили палатки и уставшие сразу легли спать. А ночью я проснулся от того, что дождь промочил палатку и я лежал в воде. У некоторых затопило палатки. Так что первая ночь была самая тяжелая.

Второй день

По задумке в первый день мы должны были прийти на место раньше и приготовить одно блюдо — десерт. Но поскольку восхождение затянулось, то второй день мы полностью посвятили приготовлению завтрака и десерта, а также съемкам блюд. Занимались этим до позднего вечера.

Третий день

Мы решили спуститься к реке и заблудились. Только к четырем вечера попали к реке, где словили пару рыбин. Предвидя такой результат, я как организатор позаботился о рыбе для каждого. Заранее взяли гольца. До заката оставалось полтора часа: за это время мы должны были успеть снять приготовление блюд из рыбы каждого участника, поэтому делали все максимально быстро.

После мы пошли в ближайшую деревушку, где купили курицу, яйца, сливочное масло

и самогон. Курицу потом приготовил Андрей Северенчук. Когда мы вышли к дороге,

то оказалось, что отклонились от маршрута, по которому изначально спускались к реке, на 36 км. Нам пришлось вернуться к подножью горы на автобусе и подниматься в лагерь, как в первый день.

Четвертый день

Мы должны были подняться выше, на самую вершину, и готовить вместе уху из остатков рыбы. Шеф Мирали предложил еще сделать куранто из половины дикого кабана, которая нам досталась от местных охотников. Куранто — это такая техника запекания под землей. Сначала выкапывается яма, дно выкладывается камнями. На них разжигается костер, и когда остаются угли, их накрывают хвойными ветками, сверху выкладывают мясо и овощи, потом снова накрывают хвойными ветками и закидывают все землей. Блюдо готовится 4-5 часов. Пока мы ждали, варили уху.

О целях и результате

Главная цель проекта — возвращение к истокам, к корням кулинарии. Если мы узнаем, откуда взялись базовые вкусы, техники приготовления, докопаемся до каких-то первобытных моментов, то сможем понять, откуда произошла современная кулинария. Я не мог дальше двигаться с едой будущего, поскольку не знал, откуда все начиналось. Такой опыт помог нам разбудить в себе первобытные инстинкты.

Поначалу было сложно довериться шефам, но в конце все были уже на одной волне. Как

сказал Игорь Лаврешин, каждый из нас изменился после этого проекта. И он прав. Это стало видно даже по выражению наших лиц, по глазам. По возвращению у многих участников проекта брали интервью. Это также было одной из целей — сделать наших шефов известными, узнаваемыми.

Во время «Топота» все были равны, независимо от места работы и конкурсов, в которых некогда участвовали. Только знания, умения и опыт могли показать в диких условиях, на что способен каждый участник. Это был невероятный обмен опытом, все друг другу помогали и делились своими наработками.

О печке Владислава Марчука

Все дни возле лагеря оставался Владислав Марчук. Он был для меня загадочной личностью. Все несли тяжелые рюкзаки, а Влад взял с собой 30 кг муки. Как-то ночью я вышел из палатки и увидел, что он колет дрова для печи. Оказывается, Влад решил сделать в лесу подовую печь из камней и глины. Она получилось огромной. Каждый день Влад ее прогревал: вставал в 3 часа ночи и в 6 утра, четыре дня выращивал закваски. На пятый день он начал выпекать для нас большущие хлеба потрясающего вкуса. Не думаю, что много людей на этой планете ели такой хлеб.

Самый жуткий момент

На третий день мы решили пойти к реке, чтобы приготовить рыбу. Нас вел Игорь

Лаврешин, хотя и он говорил нам, что не рекомендует спускаться к реке, поскольку

четкой дороги нет. Я его не послушал. Мы вышли со стоянки в 8 утра. В 2 часа дня я понял,

что потерял в лесу 17 человек (10 участников и 7 человек съемочной группы).

Обычные туристические карты мы не брали, у нас были только GPS-навигаторы и телефоны. Но связи не было. В лесу солнца не видно, все мрачное вокруг. Очень страшно. Ярослав Артюх и Мирали Дилбази предложили найти устье реки и по нему спуститься. Так мы и сделали, и вышли к широкой реке. Опыт был незабываемый.

Книга и тизер

По возвращению из похода у нас даже не было времени выдохнуть и осознать, что у нас получилось. Мы сразу занялись подготовкой книги, монтажом фильма, тизеров — сидели с утра до ночи. С тизером и книгой мы впервые представляли Украину на международном фестивале Ikra.

Себестоимость книги — 920 грн, я продаю ее за тысячу. Ничего не зарабатываю. Но я продаю в первую очередь не рецепты, а опыт. Каждый шеф рассказывает, почему отправился в поход, о своих переживаниях.

Продолжение следует

Вторую часть «Топота» было бы круто провести не просто в лесу и горах. Хорошо бы усложнить маршрут, сделать его более разнообразным. Два-три дня идти к морю и

там уже с масками и аквалангами ловить рыбу, собирать водоросли, искать моллюсков.

Поэтому мы немного изменили логотип, и вместо елочки у нас теперь рыбка. Это древний славянский символ воды. Таким образом мы заявляем, что возвращаемся к истокам и хотим посмотреть, что можно найти под водой. С локацией еще не определились: это будет либо Херсон, либо Одесса, либо Азовское море. Нужно, чтобы в одном месте были три условия: море, лес и река.

На этот раз для участия будут специальные условия — как финансовые, так и физические.

Стало понятно, что в продолжении должны участвовать и женщины-шефы. Я уже предложил поехать Элеоноре Барановой (Fish & Pussycat Sushi Bar), Олесе Дробот («ЕМ») и Вере Оглобле. Для рестораторов, которые захотят поехать, участие обойдется в 1

биткойн.

Предложение от Madrid Fusion

Недавно мне написали представители конгресса Madrid Fusion. Концепция их мероприятия в 2021 году будет связана с возвращением к истокам. Им очень понравился

наш проект, и организаторы предлагают рассказать о «Топоте» на Madrid Fusion. Если я там выступлю, думаю, мы круто заявим нашу страну на международной арене.

Блиц-опрос участников «Топота»

1. Почему вы решили принять участие в проекте?

2. Что для вас оказалось самым сложным в походе?

3. Какое блюдо запомнилось больше всего и почему?

4. Какой вывод для себя сделали?

Мирали Дилбази,

шеф-повар ресторана

«Гостерія Хата Подопригора»

1. Проект показался мне очень интересным в плане изучения дикоросов вместе с остальными шефами, а также проверки своих возможностей. Это был шанс выйти из привычной среды обитания, попробовать свои силы, побыть наедине с собой.

2. Самым сложным был подъем на гору, ведь ее высота около 1 100 м. А при поиске реки

нам пришлось спуститься к основанию горы и на обратном пути преодолеть большое расстояние, постоянно подымаясь вверх вплоть до самой темноты.

3. Наверное, больше всего запомнился хлеб от Влада Марчука. Мы каждый день наблюдали результаты его труда, как он модернизировал печь, просыпался ночью, чтобы подкинуть дров. Конечный результат получился очень достойный. Еще запомнился куранто.

4. «Топот» — это отличный опыт для тех, кто хочет попробовать свои силы в диких условиях, вернуться, так сказать, к корням, чтобы прочувствовать другую атмосферу и вернуться к работе с чистыми мыслями.

Андрей Петренко,

шеф-повар

1. Я согласился участвовать, потому что мне предложил Ярослав Артюх. Он рассказал о затее Игоря Мезенцева, который решил погнать шефов в горы. Вначале я ответил, что мне это неинтересно, поскольку мне сложно впускать новых людей в свою жизнь. Но вскоре познакомился с Игорем

2. Подниматься в гору с ногой, которую я вывихнул 3 раза, было и страшно, и трудно.

3. Программу составил для себя за месяц. Но я хотел, чтобы мои завтраки, обеды и ужины были еще интереснее, ведь я шел в горы с шефами. Поэтому я попросил у магазина Goodwine спонсорство. И они согласились. Еще я очень увлекаюсь кофе, поэтому взял всякие приспособления для приготовления разных напитков: воронки, аэропресс, американ-пресс, подаренный мамой именной чайник и кофейные зерна.

Многие удивлялись, что у меня неподъемный рюкзак, но я сложил туда самое необходимое. Обычно я даже без оливкового масла из дому не выхожу. Каждое блюдо, которое я создаю, запоминается и живет во мне до конца моих дней. На проекте я готовил потрясающие завтраки, обеды и ужины в диких условиях. Со мной была муза и очень много вдохновения. Я радовался каждому блюду, которое создал для себя.

4. В очередной раз убедился, что безумно влюблен в свое дело.

Владислав Марчук,

шеф-пекарь «Хлебного»

1. Все просто: я хотел проверить свои силы в диких условиях. Я могу сделать неплохой

хлеб в пекарне, а как это будет в лесу, я не знал. Хотя почему не знал? Знал: будет тяжело. Ну, и команда собралась очень крутая. Я на самом деле долго не думал и согласился.

2. Честно, сложно было почти все. Я взял очень высокую планку, хотя мог сделать лепешки и гулять остальное время по лесу, мол, «ну что вы хотите, мы же в лесу». Но я хотел сделать хлеб, и не просто хлеб, а такой, как у меня в пекарне. Решил построить печь, через 4 дня она заработала.

Производство хлеба — сложный и капризный процесс, только 2 дня я приводил закваску в чувство. Дальше нужно было наносить дров, чтобы они просохли, замесить тесто, сделать обминки, вставать в 4 утра, чтобы опять освежить закваску. Я полностью подстроил свое расписание под тесто. Поэтому, когда все уже отдыхали, я не мог себе этого позволить,

ведь нужно было подготовить все на следующий день.

Расстойка была у меня на улице, к счастью, температура днем поднималась до 15 °С. Все

процессы делал руками. И времени, и попыток было очень мало, поэтому я был постоянно сконцентрирован и анализировал свой результат ежедневно. 4 дня ошибок, 4 дня терпения — и у меня получился отличный хлеб.

3. Ребята очень крутые: когда вечером мы просматривали фото за день, я был слегка в

шоке. Даже не верилось, насколько это все было красиво. Еще я запомнил курицу, которую Андрей Северенчук купил, а потом сам подготовил и приготовил в глине. Это было круто.

4. Я осознал, как важно покидать свою зону комфорта, выходить за рамки привычных условий. На работе все не так: у меня есть старшие повара и су-шефы, есть система, а тут я

был один. Я бы никогда не узнал, что могу построить печь из камней, если бы не попробовал и не проявил настойчивость.

Ярослав Артюх,

шеф-повар ресторана «Канапа»

1. Более 3 лет назад я увидел передачу, где шефов вывезли на неизвестную им локацию, предоставили набор продуктов и дали 5 часов времени. В набор входила тушка оленя и какие-то овощи. В распоряжении участников был лес и море. Все, что они смогли собрать или поймать, разрешили использовать в приготовлении. Этот формат зацепил меня

— он не похож ни на один из конкурсов, которые проводят в Украине. Я долго размышлял над чем-то подобным у нас. И вот однажды, после выступления на Ukrainian Gastro Show мы встретились с Игорем Мезенцевым. Долго общались, и в какой-то момент оказалось, что у нас схожие идеи. Так что, можно сказать, проект «Топот» — это моя мечта.

2. Собираясь на проект, я начал искать информацию о выживании в лесу: как добывать еду, готовить — все, что могло пригодиться в походе. Это был мой первый поход. Я одолжил у друга рюкзак и палатку. Он порекомендовал прихватить с собой фонарик, ручную пилу и непромокаемые штаны. По его же совету я взял приваренные и сушеные овощи (морковь, картофель, пастернак). Они легкие и не портятся, что очень удобно в походе. По пути к месту назначения мы проходили через поселок. Там я договорился c

местными и купил немного яиц, сливочное масло, сметану и вурду (овечий сыр). Эти продукты долгое время могут храниться без холодильника и помогут продержаться в лесу. Из дому взял мед, пшено, муку.

3. В походе я собрал немного трав и ягод. Показал их ребятам, вместе мы выяснили,

что большинство из них съедобные. Я решил сделать себе завтрак с травами и приготовить хлебные коржи «загребы», как это делали когда-то казаки, находясь в похожих условиях.

После обеда у нас было свободное время, и мы отошли подальше от лагеря в поисках

чего-то нового. Мне удалось найти немного диких яблок и пару кустов брусники. На вкус яблоки были терпкими, и я подумал, что лучше будет их запечь. У меня оставались еще ягоды, найденные с прошлого дня (черника и ежевика), и я решил приготовить десерт на

ужин к чаю.

На второй день мы отправились искать речку, которая находилась в 10 км. Путь был долгим — никто не знал точного маршрута. Мы потеряли много времени и сил, но в итоге вышли к руслу реки. После долгих попыток поймали пару рыбин, запекли их. По пути к речке я нашел пару грибов и пустое гнездо и подумал, что было бы отлично приготовить сытную качаную кашу с лесными грибами и форелью, ведь нам предстоит долгий путь назад. На третий день проекта все вместе готовили уху.

4. Нужно чаще себя ограничивать и выводить из зоны комфорта — таким образом включается критическое мышление и можно получить хороший и неожиданный результат для себя.

Роберт Травницкий,

шеф-повар

1. Проект «Топот» о том, как выжить в диких условиях, выйти из зоны комфорта и довериться абсолютно незнакомым людям. Я из Закарпатья, и все детство провел на природе, в горах. Готовка на костре мне была знакома еще до того, как я стал поваром.

2. Сложно довериться незнакомым людям. «Можешь кушать — это съедобно» или «не ешь — это отрава», — говорили мы друг другу. Прислушаться и работать в команде было сложнее всего, ведь малейшая ошибка могла закончиться плохо.

3. Наверное, запомнилась коллективная работа. Приготовление дичи и овощей в яме методом куранто. Для каждого из нас это было нечто новое, и все мы ждали с нетерпением результата.

4. Вывод: нужно почаще выходить из зоны комфорта, больше исследовать флору и

фауну нашего государства, ведь это наше наследие и наше будущее. Мы, шефы, творцы будущего. Будущего Украины!

Эдик Канарян,

повар

1. Я решил принять участие в проекте потому, что мне предложил пойти в лес человек

не от мира сего, какой-то инопланетянин — Игорь Мезенцев. В этом мы похожи. Я очень люблю лес, поле, горы, реки и моря. Это круто — пытаться самому что-то добыть и приготовить. В диких условиях ты выходишь из зоны комфорта. Это неимоверные ощущения, которые можно познать только в определенных условиях.

2. Честно говоря, сложного ничего нет. Если ты занимаешься своим делом, то подгружаешься в процесс полностью, синхронизируешься с окружением и получаешь удовольствие от происходящего.

3. Из блюд, конечно же, запомнился хлеб Влада Марчука. Для меня это было незабываемое впечатление. В те моменты, когда Влад доставал хлеб из печи, у меня возникло чувство словно ты смотришь на рассвет.

4. Что сказать, погружение в окружение принесет тебе бесценные знания!

Андрей Северенчук,

бренд-шеф Win Bar

1. Мне нравятся путешествия, походы, лес, костер и еда, которая получается на природе безумно вкусной. Поэтому я сразу согласился, когда мне предложили.

2. Я очень боялся, что не дойду со снаряжением до вершины, что у меня не хватит сил. Но это оказалось проще, чем я думал.

3. Наверное, запомнилось мое блюдо. Я приготовил курицу домашнюю — от забоя до

тарелки, и сделал это впервые. Незабываемый опыт. На рассвете мы запекали целую курицу в глине и подавали в лесу на собственных тарелках!

4. Надо обязательно ехать еще, потому что лес скрывает много приятных сюрпризов, которые стоит открыть.

Василий Зайцев,

шеф-повар ресторана Tinto

1. Всю свою сознательную шефскую жизнь я путешествую по миру, и, конечно, согласился

не задумываясь. Представьте, что вы готовите одно из самых крутых блюд в первый раз, вы его пробуете, и именно этот момент вам запоминается. Приглашение поучаствовать в проекте — это новый и достаточно сложный опыт, ведь нужно отправиться в другую

страну, проехать через нее всю и выживать в лесу. Мне, человеку, у которого всегда

есть помощники, современное оборудование и в целом комфортные условия. Хочешь

выйти из зоны комфорта? 100%-й вариант для этого «Топот».

Подготовки к проекту как таковой не было. Единственное, что я сделал, — посмотрел

один фильм про Карпаты. Но он мне не особо помог: из него я запомнил только название ядовитой ящерицы под никнеймом «Саламандра».

2. Одной из главных проблем, наверное, стало восхождение на гору. Для человека, который редко выбирается из кухни и проводит 90 % своего времени на шефском пятачке размером метр на метр, это было тяжелым испытанием. В какой-то момент захотелось позвонить и попросить забрать меня. Но, к счастью, связи не было, и когда практически в кромешной темноте стал виднеться лагерь, желание сбежать отпало, а жизнь оказалась

прекрасной.

Я могу бесконечно рассказывать про сказочную красоту природы и закаты с восходами, но не буду. Это нужно видеть своими глазами и самому пройти путь гастротуриста-анархиста. Много приятного было, начиная с команды и заканчивая приятными находками продуктов (бузина, дикие яблоки, облепиха).

3. Все блюда были по-своему хороши. Я не хотел бы выделять какие-то конкретно.

От каши Мирали до желудей с грибами от Мезенцева — все блюда, которые были придуманы и приготовлены вот прямо здесь, рождение чего-то нового — это всегда круто. Как будто с тобой происходит сказка, из которой не хочешь выходить.

4. Главное — никогда не бояться чего-то нового, всегда думать на шаг вперед. А еще я понял, что стоит участвовать во всех новых проектах и, конечно, в проекте «Топот», где бы он ни проходил.

Игорь Лаврешин,

пекарь-ремесленник, модернист, международный консультант по хлебопечению

1. Изначально проект «Топот» поставил перед собой цель объединить абсолютно разных

членов команды, с разным мышлением и опытом выживания, применив методику экстрим-тренинга. Какую цель я ставил перед собой и перед другими участниками? Конечно же, формирование командного духа, стрессоустойчивости, налаживание взаимодействия между нами. Все члены команды не просто участники, это яркие состоявшиеся личности.

2. Каждый новый день проекта создавал условия, в которых шефы покидали

зону комфорта и меняли свое поведение в экстремальных условиях высокогорья.

Что запомнилось больше всего? Совместное преодоление сложных препятствий: подъем-

спуск с горы, форсирование реки. В такие моменты возникал эффект «стаи волков», сотрудничества бок о бок. Когда члены коллектива оказываются в ситуации, где справиться с трудностями самостоятельно невозможно, они на подсознательном уровне чувствуют преимущества работы в команде. Причем каждый новый день менял и сами методы общения между участниками проекта.

Если в обычной жизни люди общаются по принципу «шеф — рядовой сотрудник», то во

время выживания в условиях дикой природы эта дистанция стирается, здесь все равны независимо от опыта или положения на карьерной лестнице. Каждый может бросить вызов самому себе и проверить свои силы и возможности.

Совместный поиск еды, свежевание дичи, формирование очага и приготовление пищи сплачивает, снимает психологическое напряжение, учит договариваться между собой и решать спорные, порой неприятные и сложные вопросы.

3. Конечно, запомнится блюдо, которое приготовил сам. Дикая рыба на огне! Мы привыкли готовить рыбу с легкой кислинкой, которую традиционно дает лимон. Но в диких условиях Закарпатья он недоступен, зато есть конский щавель. В его листьях содержатся флавоноиды, аскорбиновая кислота и каротин. По химическому составу конский щавель близок к ревеню, поэтому его можно использовать в приготовлении

пищи, а в условиях дикой природы тем более, ведь растение обладает еще и антибактериальными свойствами.

4. Трудно сказать, какой вывод я сделал для себя. Наверное, понял, что коллектив, сплоченный общей целью выжить, способен на многое. Командный дух нуждается не только в лидере, но и в условиях, в которых он развивается. Есть такое понятие «команда мечты», каждый из руководителей мечтает о ней. Дикая природа Закарпатья в течение нескольких дней сделала то, что рекрутинговые агентства и бизнес-коучи не могут сделать годами.

Я был не столько участником, сколько соорганизатором проекта. Его следопытом. Скорой помощью, которая реально спасала ребят — от боли в спине, ушибов и переохлаждения

до моральной поддержки. И я был просто одним из них.