top of page

Азбука международных ресторанных брендов: самые большие сети пиццерий в мире


Часть 5

Елена Мукосей продолжает рассказывать о международных ресторанных империях. И в этом номере речь пойдет о пиццерийных гигантах.

Пицца настолько универсальное и популярное блюдо, что одной статьи будет мало, чтобы осветить все международные сети.

Большинство названий крупных сетей пиццерий вам будут незнакомы, но число заведений, которые они успели открыть, говорят сами за себя:

  • Boston Pizza начала работу в 1964 году, она насчитывает 348 пиццерий в Канаде, 40 — в США и Мексике;

  • California Pizza Kitchen (открытие в 1985 году) — более 250 заведений в 10 странах мира;

  • Chuck E. Cheese’s (1977) — свыше 600 пиццерий в 15 странах;

  • Figaro's Pizza (1981) — 37 заведений в США, Нигерии и на Кипре;

  • The Pizza Company — азиатский гигант, основанный в 1980 году в Таиланде. Под этим брендом работают почти 300 локаций в Китае, Камбодже, Лаосе, ОАЭ, Саудовской Аравии, Вьетнаме, Мьянме, Малайзии;

  • Pizza Inn (1958) — более 310 пиццерий в 12 странах;

  • PizzaExpress (1965) — свыше 470 заведений в Великобритании и в 100 других европейских странах, а также в Гонконге, Китае, Индии, Индонезии, Филиппинах, Сингапуре и на Ближнем Востоке;

  • Uno Chicago Grill (1943) — более 140 локаций;

  • Yellow Cab Pizza Co, открытая на Филиппинах в 2001 году, насчитывает 125 заведений.

Мы расскажем истории главных гигантов индустрии пиццы США, которые вышли на международный уровень: Pizza Hut, Domino's Pizza, Little Caesars, Papa John's Pizza.

Pizza Hut

Pizza Hut открыла более 18,5 тысяч точек в 100 странах мира. Это самая большая сеть пиццерий в мире! Работает она в двух форматах: рестораны для семейных обедов и фастфуды.

Основана пиццерия в июне 1958 года студентами университета, братьями Дэном и Фрэнком Карни, в городке Уичита, штат Канзас. Капиталом для открытия стали 600 долларов. В меню предлагались американский вариант пиццы, а также паста, куриные крылышки и чесночный хлеб.

Через полгода парни открыли вторую Pizza Hut, а в течение года — еще пять. В 1959-м братья запустили франчайзинг. Знаменитый стиль здания пиццерии разработал чикагский архитектор Джордж Линдстрем.

Первый ресторан сети за пределами США запустили спустя 10 лет в Канаде. Одним из преимуществ Pizza Hut стала доставка пиццы, что способствовало невероятному росту популярности компании. Следующий этап развития наступил в ноябре 1977 года, когда ее приобрела корпорация PepsiCo.

Рестораны Pizza Hut работают по всему миру — от Мексики, до Азии и Саудовской Аравии. Эта сеть стала одной из первых американских франшиз, открытых в Ираке. В Европе она представлена в Великобритании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Германии, Испании, Турции. Кроме Южной и Центральной Америки, ее филиалы открыты в Эфиопии, Южной Африке и Танзании, в Австралии, Новой Зеландии и Океании.

В 2014 году компания объявила о ребрендинге с целью увеличения продаж, которые упали в предыдущие пару лет. Меню расширили, появилось 11 новых фирменных пицц. Рабочую форму сотрудников также обновили. В 2017-м Pizza Hut стала 24-й в списке 200 самых влиятельных брендов в мире.

Сеть предлагает несколько форматов заведений: традиционные рестораны для семейных ужинов; локации с доставкой или пицца навынос; гибридные. В некоторых локациях есть обеденный «шведский стол» с пиццей «все, что вы можете съесть», салатами, десертами и хлебными палочками, а также с паста-баром.

Высококлассный формат ресторанов был представлен в 2004 году под названием Pizza Hut Italian Bistro. Рестораны быстрого питания называются Pizza Hut Express и The Hut. Эти точки часто работают рядом с закусочными WingStreet или с другими родственными брендами, такими как KFC или Taco Bell, и находятся в студенческих городках, на фуд-кортах и в тематических парках.

В Китае использовали измененную бизнес-модель, предлагая изысканную атмосферу итальянского ресторана с расширенным меню для удовлетворения местных аппетитов. Также компания запустила формат Pizza Hut Express в Шанхае, Шэньчжэне и Ханчжоу. В 2005 году в 40 китайских городах работало 160 Pizza Hut, а спустя 10 лет — 1903.

Domino’s Pizza

Вторая по величине сеть ресторанов пиццы после Pizza Hut в США. Сейчас открыто более 15 тысяч филиалов Domino’s Pizza в 90 странах мира.

Компания стала известна своей доставкой пиццы, а в 1973 году запустила рекламную кампанию: доставка в течение 30 минут после заказа! Если курьер не укладывается во время, клиенты получают пиццу бесплатно.

А все началось в 1960-м, когда Том и Джеймс Монаганы приобрели маленькую пиццерию Dominick’s Pizza в Ипсиланти, штат Мичиган. Братья внесли залог в размере 500 долларов и взяли взаймы 900 долларов, чтобы купить заведение. Ребята собирались работать по очереди, но Джеймс не хотел бросать свою основную работу, поэтому восемь месяцев спустя отдал свою половину бизнеса брату за автомобиль «фольксваген жук». Оставшись единоличным владельцем, Том переименовал пиццерию в Domino’s Pizza. К 1965 году у него было уже три заведения — именно столько точек на логотипе компании. Монаган планировал добавлять новую точку с открытием каждого следующего заведения, но скоро отказался от этой идеи — сеть слишком быстро расширялась. В 1978-м компания насчитывала уже 200 пиццерий.

В 1983 году Domino's открыла первую пиццерию в Канаде, а спустя пару лет — в Великобритании и Японии. К 1995-му сеть имела тысячу точек, в 1997-м — полторы, к 2014-му выросла до 6 тысяч локаций! Только в Индии (2016 г.) количество пиццерий Domino’s достигло тысячи. А вот заход на рынок Китая оказался провальным: сейчас там работает меньше 40 пиццерий.

Стоит отметить, что основатель компании Том Монаган в 1998 году продал свой бизнес почти за миллиард долларов.

В 2007 году Domino's представила свою франчайзинговую программу Veterans Delivering the Dream, а также запустила сайты онлайн и мобильных заказов. В

2008-м заработало онлайн-приложение Pizza Tracker, которое позволяет клиентам просматривать статус своего заказа в режиме реального времени.

А вот в обзоре потребительских предпочтений среди национальных ресторанных сетей (2009 г.) компания заняла последнюю позицию. Американцы четко дали понять, что вкус пиццы Domino's им не нравится. Тогда сеть вплотную занялась решением этой проблемы: запустила довольно смелую рекламную кампанию, в которой снимали потребителей, критикующих качество пиццы, и шеф-поваров, которые готовили новые варианты; поменяла рецептуру пиццы во всех локациях; сделала рекламный щит на Таймс-сквер в Нью-Йорке, отображающий комментарии клиентов в реальном времени — хорошие, нейтральные и плохие. В конце концов, наняла нового генерального директора Дж. Патрика Дойла и получила в итоге 14,3% квартального прироста.

Спустя четыре года компания внедрила в сервис «машину для пиццы», которая может перевозить 80 пицц, гарниры, 2-литровые бутылки содовой и соусы. В ней также предусмотрена 60-градусная духовка, чтобы дополнительно разогревать пиццу для клиента. А в июне 2018-го в рамках инициативы «Укладка пиццы» Domino's приступила к ремонту выбоин в США, чтобы предотвратить повреждение пиццы при транспортировке.

В Украине сеть представлена в 5 городах: в Киеве, Львове, Одессе, Ирпене и Броварах.

Little Caesars

Третья по размеру сеть в США Little Caesars насчитывает более 5,5 тысяч пиццерий по всему миру.

Компания основана в 1959 году супружеской парой Майком и Мариан Ильич. Их первое заведение находилось в пригороде Детройта в торговом центре Гарден-Сити и называлось Little Caesar's Pizza Treat («Маленькое угощение Цезаря»).

Компания известна своей рекламной фразой «Пицца! Пицца!» В 1979 году это означало, что по цене одной пиццы конкурентов в сети Little Caesars можно было заказать две. В дополнение к пицце с «экзотическими» начинками меню предлагало хот-доги, курицу, креветки и рыбу. Начиная с 2004 года в заведениях стали предлагать Hot-N-Ready (большую пиццу с пепперони) всего за 5 долларов.

Компания одна из первых стала использовать новый тип конвейерной печи для быстрого приготовления пищи — ротационную печь с воздушным отбойником.

Little Caesars продала свою первую франшизу в 1962 году, и через 25 лет пиццерии были уже во всех 50 штатах Америки. В 1990–2000-х годах ее заведения были широко распространены в магазинах Kmart.

В 2008–2015 годах Little Caesars стала самой быстрорастущей сетью пиццерий в США. Сейчас ее локации открыты по всему миру: в Канаде, Латинской Америке, на Филиппинах, в Турции, Иордании, Египте, Гватемале, на Багамских островах, в Саудовской Аравии, Сальвадоре, Ямайке, Бахрейне, Австралии, Тринидаде и Тобаго.

Papa John’s

Четвертая по величине сеть пиццерий в США в конце прошлого года насчитывала более 5 тысяч ресторанов в 44 странах мира.

Датой основания Papa Johns можно считать 1984 год, когда Джон Шнаттер переделал коморку в задней части таверны своего отца в Джефферсонвилле, штат Индиана. Парень продал свою машину, купил б/у оборудование для пиццы за 1 600 долларов и стал продавать пиццу клиентам таверны из переделанного «шкафа». Продукция оказалась настолько популярной, что через год Джон уже переехал в соседнее помещение. Тогда же был придуман и специальный соус: с тех пор гости полюбили макать в него корочки от пиццы.

В 1994 году сеть расширилась до 500 локаций, а к 1997-му утроила этот показатель. В сентябре 2012 года в Нью-Гайд-парке открылся четырехтысячный ресторан Papa John's Pizza: компания отпраздновала это событие, раздав 4 тысячи пицц клиентам по всему Нью-Йорку.

Год назад Джону Шнаттеру пришлось уйти с поста генерального директора сети — с огромным скандалом и обвинениями в расизме. Правда, после многочисленных судебных тяжб у него остался 31 % акций Papa John. С января 2018-го новым директором компании стал Стив Ритчи.

По данным на 2018 год, в мире работает более 5 тысяч ресторанов сети в 46 странах мира. Так, в 2015 году у компании было 300 заведений в Великобритании, 50 — в Ирландии, где франшизы пиццерий часто расположены рядом с точками быстрого питания Supermacs. Испания — второй по значимости европейский рынок для Papa John's Pizza, сеть там работает с 2016 года.

Пиццерии Papa John's также открыты в Украине, России, Беларуси, Польше. Сеть планирует расширить свой бизнес и в других странах Восточной Европы и Центральной Азии.

Comments


bottom of page