Развитие овощного рынка в Украине не стоит на месте и становится источником хорошего дохода. Это заставляет предпринимателей ежедневно разрабатывать новые способы и технологии культиации свежих продуктов, экзотических в том числе. Например, компания «Агрофокус» 2 года назад презентовала украинцам свежу спаржу (аспарагус), выращенную в ПГТ Любимовка Херсонской области.
Йохан Боден — один из идейных вдохновителей компании по выращиванию спаржи «Gormet из Любимовки». На маленьком участке земли, благодаря профессиональному подходу, искренней любви ко вкусовым качествам продукта, он со своей dream team создал полноценное производство. Клиентами «Gormet» являются не только лучшие рестораны столицы, но и сетевые магазины. Идея со спаржей принадлежит жене Йохана, Ларисе Боден, которая решила распространить этот популярный европейский продукт в Украине. Первооткрывателями быть нелегко. Супругам пришлось потратить немало времени и усилий, ведь производство аспарагуса требует специальных навыков, знаний и условий. А сейчас они начали выращивать уникальную специю — шафран, которая стала большим прорывом для фермерского дела Украины.
Спаржа, без преувеличения, считается одним из самых полезных и низкокалорийных овощей, поэтому она очень быстро завоевывает популярность, а благодаря «Gourmet из Любимовки» перестает быть труднодоступной.
«Ресторатор» побеседовал с Йоханом Боденом и Антоном Остромецким, коммерческим директором компании. Они рассказали о главных преимуществах своего продукта как для ресторанного бизнеса, так и для Украины в целом.
Р: Как пришла идея создания такого бизнеса? Йохан: Это совершенно необычная бизнес-идея. Начнем с того, что я люблю готовить, поэтому во время поездок в командировки в Европу я всегда покупал 5-10 кг аспарагуса домой. Я — швед, но больше 20 лет живу в Украине. И когда привозил аспарагус домой в Каховку, моя жена часто спрашивала: «Зачем ты покупаешь такое большое количество овощей в Европе? Это дорого, долго и далеко, к тому же у них небольшой срок хранения». Я отвечал ей, что здесь нигде не могу купить аспарагус. А супруга обронила, что его можно выращивать самим, если я расскажу, как этоправильно делать. Наше «фермерство» началось примерно с пяти соток. Сначала был белый аспарагус, а потом зеленый, исключительно для потребностей семьи. Урожая становилось все больше и больше. Мы угощали друзей, а те в свою очередь угощали своих знакомых из других городов. В основном нашу спаржу первыми пробовали иностранцы. В один прекрасный день аспарагуса стало слишком много, поэтому мы с Антоном решили, что можем продать «лишний продукт» тем, кто его действительно любит. Первым крупным клиентом из сетевых магазинов стал Good Wine, хотя изначально мы работали с небольшими объемами и продавали урожай в рестораны. Сейчас есть два «спаржевых фермера»: моя супруга и Константин Сосна. В основном, они занимаются выращиванием.
Р: Почему именно спаржа и шафран? Исключительно из-за любви к этим продуктам? Йохан: В мире есть определенная «география», связанная с употреблением спаржи. Если мы говорим о Европе, то это южная часть: Италия, Испания, Португалия, и северная: Голландия, Германия, Швеция, Финляндия, Дания. Юг любит зеленый аспарагус, в большей мере, за счет климата. Кроме того, зеленый требует меньше внимания, то есть его можно брать просто из земли и готовить. К белому должен быть особый подход. Я люблю оба вида. Но для меня, как для шведа, зеленый аспарагус — на каждый день, а вот белый — это больше праздничный вариант. Спаржа — интересный овощ, о котором можно говорить бесконечно. Относительно шафрана я бы сказал, что это сложный проект. Почему именно он? В нашей местности много безработных, особенно женщин. Мы старались не просто создать очередной бизнес-проект, но также сделать вклад в развитие Украины — помочь людям, предоставив рабочие места. За одним гектаром этой «специи» нужно ухаживать три с половиной тысячи часов в год. Кроме того, шафран требует максимум внимания и нежного женского обращения.
"Украинская спаржа — это очень выгодно. Я работаю только с локальным продуктом — это концепт моего ресторана «Клюква и Брюква». И потому сотрудничаю с украинскими фермерами по- всеместно. Спаржу выращивают только два хозяйства: в Виннице и в Любимовке. Но аспарагус — сезонный продукт. И только Лариса и Йохан Боден обеспечивают бесперебойную поставку неизменно отличного качества весь сезон."
Р: Используете ли вы какую-нибудь специальную модернизированную технику на своей ферме? Антон: Для выращивания спаржи, действительно, требуется специальная техника, к примеру грядообразователь, который предназначен сугубо для белого аспарагуса. А вот зеленый не нуждается в какой-то супертехнике. Мы, конечно, сегодня еще многому учимся. В частности приобрели гидрокуллер (устройство моментального охлаждения), который помогает нам бороться за продолжительность жизни продуктов. Это очень важный девайс, благодаря которому свежесть продукта можно продлить минимум на неделю.
Р: Как и когда правильно засевать и собирать урожай? Антон: Аспарагус не сеется, а садится. Чтобы сделать рассаду и получать урожай, нужно ждать около 3-4 лет, потому что это достаточно кропотливый труд. Вначале из семян выращивается сам куст, потом он пересаживается в совершенно другое место, и тогда уже получаются первые ростки. Нужно быть готовым к тому, что в первый сезон после пересадки урожай минимальный. А в последующие годы он становится более-менее стабильным, но при этом каждый раз требует определенных манипуляций.
Р: Сколько у вас работников? Вы лишь контролируете бизнес или непосредственно участвуете в процессах? Антон: У нас не так много персонала, мы стараемся работать экономически эффективно. В целом получается 30-50 человек, если речь идет о пиковой нагрузке, которая бывает крайне редко. Но точно одно — уборка аспарагуса лучше любого спорта. И многим я занимаюсь лично, например, сам доставляю нашу продукцию в рестораны.
Р: С какими ресторанами вы уже наладили сотрудничество? Антон: Перечислять, конечно, не буду, но среди известных заведений проще назвать тех, с кем мы не сотрудничаем, потому что таких действительно мало.
Р: Расскажите о ценовой политике. Насколько доступен для украинцев и украинских рестораторов ваш продукт? Йохан: Интересный вопрос. Если я скажу, что аспарагус — идеальная культура для Украины сейчас, это будет чистый обман. Спаржа не картофель. Она дорогая, и ее действительно можно назвать премиальным продуктом.
Р: Отличается ли качество украинского аспарагуса от европейского? Йохан: Качество аспарагуса в разных регионах Европы разное. Минимально, но отличается. Спаржу можно оценивать по самым разным параметрам и стандартам: толщина, высота, цвет. Что самое интересное — спецификация качества для разных регионов разная. Существует даже целая система, которая определяет классы и т.д. Мы, конечно, стремимся к настоящей европейской «строгости», но пока это сложно. Я считаю, что наш аспарагус все-таки больше сельский. Он будто с бабушкиного огорода. Мы не используем химию и какие-либо другие недопустимые вещества. Безусловно, это главное преимущество.
"Рада, что открыла в этом году спаржу от «Gourmet из Любимовки». Аспарагус —очень ценный продукт не только благодаря своему вкусу, но и количеству витаминов B9, C и антиоксидантов. Приятно, что теперь и украинцы могут употреблять его свежим и по доступной цене! Ресторанный рынок Украины всегда старается предложить гостям свежие продукты. И национальный производитель только содействует в расширении ассортимента. При правильном приготовлении спаржа радует как взрослых, так и детей с раннего возраста. Осталось дело за шефом — придумать блюдо со спаржей, которое понравится гостю."