top of page

7 принципов работы в радость


Оксана Литвиненко,

эксперт по сервису, создатель школы Tipschool

Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни», — однажды сказал Конфуций (может быть), а Интернет возвел эту установку в культ. На практике даже самая любимая работа может стать причиной выгорания, а самый мотивированный сотрудник — впасть в уныние. Работа в ресторанах не идеальна, но и ее можно любить и быть счастливым. И вот как это сделать.

1.НАЧИНАЙТЕ ДО

Помните, как выглядит ваш коллега, который пришел на работу в плохом настроении? Он груб, отстранен, даже кажется, что ему плевать на работу и гостей. Ни к чему хорошему такое состояние не приведет. Люди начинают, осознанно или нет, избегать ворчунов. Это не способствует ни продвижению по карьерной лестнице, ни авторитету, ни хорошим кассам. Факт: нам нравится находиться среди позитивных людей.

Это может показаться слишком простым, но улыбайтесь. Двигайтесь энергично, шутите, принимайте уверенную позу — мы располагаем к себе, если сами в хорошем настроении. Маленький лайфхак: обязательно завтракайте. Оставим надменное голодное выражение лица моделям из 90-х, а сытую улыбку довольного человека — себе.

2. ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕРЫВЫ

Старайтесь не перерабатывать. Ни для кого не секрет, что рабочий день в ресторане чаще всего длится более 12 часов. А дефицит кадров и, как следствие, постоянно неукомплектованный штат не дают права расслабиться. Тем не менее, если вы не высыпаетесь много дней подряд — это совсем не здорово. Уставший сотрудник не эффективен: будут потери в гостях, блюдах, посуде. Говорите с начальством: профессиональный менеджер заинтересован в результате, а не в загнанном персонале.

3. ОСТАВАЙТЕСЬ АКТИВНЫМИ

Нет ничего утомительнее и депрессивнее, чем вязкие часы ожидания гостей. Как правило, они одни и те же каждый день. Не ждите пиковой посадки и оставайтесь активными. В зале всегда есть работа: проверить специи, протереть меню и прочее. А еще можно пойти на бар и подтянуть знания о коктейлях, распределяя их по группам. Например, сладкие или на основе виски, классические или авторские и т.д. А еще можно усилить знание меню, вместе с коллегой описывая позиции друг другу.

4. ГОТОВЬТЕСЬ К «ЗАПАРЕ»

Другую крайность, противоположную ожиданию гостей, мы называем «запара». И эти часы вам знакомы. Они тоже повторяются в одно и то же время. Да, мы все боимся сбоев и потери контроля над ситуацией. Так вот, перестаньте принимать «запару» на личный счет, и у вас появятся силы, экспертность и способы с ней справиться, не прячась в уборной.

Во-первых, примите факт, что вы будете загружены на 101%. И все коллеги будут напряжены, а гости немного взволнованы. Принтер обязательно зажует встречку, стейк окажется не той прожарки, а гость будет жаловаться, что ожидает салат уже 45 минут. Вдох-выдох. Используйте алгоритм: «Сначала гости, потом стаф-зона». Решите внешнюю проблему. Успокойте гостей, максимально привлеките все ресурсы. Не ожидайте на раздаче кухни или бара. Не мучайте коллег, а лучше помогите им: принесите посуду, помогите с организацией. Во-вторых, будьте вежливы и улыбайтесь гостям и работникам. Те, кто смогут принять извинения, — простят. Те, кто будут возмущаться, — будут продолжать это делать. Зовите админа. Включайте алгоритм решения конфликтных ситуаций.

Самое главное, помните, что «запара» закончится. И тут уже ваша задача проанализировать все, что мешало, не хватало, глючило, тупило, стояло не там, не стояло там, где надо, и прочее.

И по каждому пункту вместе с коллегами пройдитесь-решите. Это единственный способ если не справиться, то минимизировать завтрашнюю «запару».

5. РАБОТАЙТЕ В КОМАНДЕ

Комфортная дистанция с коллегами у каждого своя, и необязательно становиться близкими друзьями, проводя вместе выходные. Но важно создавать здоровые отношения в коллективе, подавать пример, поддерживать друг друга. Знание, что коллеги помогут, подстрахуют и, если надо, выйдут на замену, значительно улучшает качество рабочей жизни.

6. НАУЧИТЕСЬ ПРИНИМАТЬ НЕУДАЧУ

Вы будете делать ошибки. Примите это. Вы даже можете думать, что потерпели фиаско. Правда в том, что все совершали ошибки. И, скорее всего, ощущали то же, что и вы. Лучший в мире управляющий, любой тренер и наставник ошибались. Важно перестать принимать ошибки на свой счет. Это возможность учиться, и вам никогда не должно быть стыдно за новые знания.

Я больше 25 лет работаю в ресторанах и до сих пор каждый день учусь чему-то новому. Да, иногда вспоминаю свои жуткие промахи. Так, на своей первой работе я приняла оплату безналом за дорогие блюда из тигровых креветок, а на самом деле гости заказали простой рис с креветками. Узнала я об этом, только когда четыре огромные порции тигровых креветок попали на стол. Гости расстроились (мягко говоря). Будучи новичком, я растерялась и просто оставила их сидеть за столом с едой. Пошла искать директора, долго объясняла. Как же она злилась! Но знаете, что? В том же ресторане спустя какое-то время я стала лучшей официанткой, а те гости часто возвращались и подбадривали меня.

Одна ошибка не означает, что вы дилетант. И не перечеркивает сто тысяч правильных движений, слов, действий и интонаций. Так что какой смысл расстраиваться, если через пять минут все об этом забудут?

7. ВЕСЕЛИТЕСЬ!

На работе? Да. Если у вашего ресторана бывают простои, вы обнаружите, что люди нашли способ развлечься. Если это безопасно и не противоречит правилам, присоединяйтесь. Я помню, как мы выбивали дурацкие послания на бар и кухню путем комбинации модификаторов. Создавая веселую атмосферу, вы программируете себя на положительные эмоции.

bottom of page