Авторитетный американский ресторатор Дэнни Майер, известный критик культуры чаевых, сделал в октябре 2017 года важное заявление. Оно не касалось ни чаевых, ни каких-либо изменений в сэндвичах своего ресторана Shake Shack, он решил основать инвестиционный фонд с первоначальным взносом 200 миллионов долларов и стать акционером приложения, позволяющего бронировать столики в ресторанах Resy и нью-йоркской сети Joe Coffee.
Его фонд Enlightened Hospitality Investments LP (EHI) присоединится к группе недавно созданных инвестиционных фондов, сфера интересов которых лежит в плоскости ресторанного бизнеса. И это диаметрально противоположная тенденция той, что определяла ресторанный климат десятилетие назад.
«Десять лет назад на инвестиции мог рассчитывать развивающийся бизнес, – уверяет Грег Голкин, сооснователь фонда Kitchen Fund, который с 2016 года инвестировал в только появившиеся, но масштабируемые ресторанные концепции. – В то время фонды прямых инвестиций вкладывались только в успешные бренды. А если твоя ресторанная концепция находилась на первой стадии, то ожидать финансового участия приходилось только от друзей и родственников. О стратегическом капитале можно было только мечтать».
Что заставило инвесторов изменить вектор мышления?
Зачем они создали такие фонды, как EHI и Kitchen Fund? Что стало причиной безумного интереса со стороны таких инвестиционных фондов, как Catterton, Roark и Karpreilly, которые уже проинвестировали Chopt, Primanti Bros., Burger Lounge и California Fish Grill?
«Раньше, пока твой ресторан не был заполнен «под завязку», ты и не думал об открытии второго ресторана, – говорит Басу Ратнам (Basu Ratnam), основатель Inday, ресторана здорового питания с индийской кухней формата fast casual, который Kitchen Fund инвестировал первым делом. – Но сейчас ментальность поменялась. Люди открывают заведения сразу с планами масштабирования».
Отчасти это связано с тем, что тенденция «питания вне дома» в последние годы стала очень распространенной. По данным агентства Bloomberg, в 2015 году население США впервые потратило больше денег на питание вне дома, чем на покупку продуктов.
Такие истории успеха, обеспечивающие высокую доходность как Shake Shack, Chipotle и Sweetgreen, пробудили интерес со стороны инвесторов к развитию идеи. Предприниматели стали создавать ресторанные бренды с потенциалом роста.
Быстрее всего сейчас развиваются рестораны здорового питания формата fast casual, в основе меню которых, например, салаты и грейн-боулы, «а также все, что связано с органическими продуктами», – подтверждает Аниш Ганди (Anish Gandhi), управляющий директор инвестиционного банка Brookwood Associates.
Ганди также отмечает интерес к средиземноморским концепциям – хумусу и кебабу, а также мультиэтничным концепциям, которые предлагают Sushirrito и Velvet Taco.
Velvet Taco, открывший свои двери для посетителей в 2011 году, предлагает такие блюда, как тако с курицей. Этот бренд получил стратегические инвестиции на развитие от фонда прямых инвестиций L Catterton в 2016 году. Сегодня у бренда семь локаций по всей стране.
Kitchen Fund – единственный игрок в сфере инвестиций в проекты развития бизнеса на ранних этапах. Фонд инвестирует миллионы долларов в бренды с одной, максимум двумя локациями. В настоящее время в этой сфере нет конкуренции, поскольку инвестирование в только что появившиеся проекты, где нет глубоких знаний в операционной и финансовой деятельности ресторана, очень рискованное. А у фонда Kitchen Fund с шестью портфельными позициями (Inday (безглютеновая fast casual индийская кухня), Hummus & Pita, Pie Hole (сладкие пироги), Cava (fast casual салаты, грейн-боулы и пита-сэндвичи) и Curry Up Now) есть такие знания.
Голкин построил свою карьеру успешного ресторанного инвестора с портфельными позициями в Sweetgreen, Cava и Chickery, в то время как его партнер Дэн Роу (Dan Rowe), CEO группы компаний по развитию франчайзинга Fransmart, превратил десятки новых ресторанных концепций, включая Five Guys и Qdoba, в глобальные сети. Это означает, что вместе с инвестициями компании фонда получают доступ к экспертам и сетевым партнерам из таких сфер, как поставки, инфраструктурные здания, финансовое планирование, маркетинг, бухгалтерия, географическая экспансия и т. п.
Такая экспертиза оказалась бесценной для компаний, находящихся в самом начале своего роста.
«Грег – отличный финансовый аналитик в ресторанном бизнесе, он может посмотреть на отчет о прибылях и убытках и сказать, где вы потратили слишком мало, и где вам нужно тратить меньше», – говорит Басу Ратнэм, основатель Inday. Благодаря сотрудничеству с Kitchen Fund Inday откроет еще две локации на Манхэттене в ближайшие месяцы. А Дэн может зайти и сказать мне: «У вас слишком много продуктовых отходов». Но креативность и понимание что и как делать часто приходит после путешествий и наблюдений за брендами страны. Их суперидеи наталкивают на свои, собственные».
Компетенция этих экспертов не только помогает компаниям расти, но и определять, какие из компаний способны расти и масштабироваться и какие стоит инвестировать. Голкин учитывает все моменты зарождения бизнеса: от уникальности бренда, до бизнес-модели и управляющей команды.
«Существует много мелких объектов с одной локацией, которая отлично смотрится, – говорит он. – Важно суметь отличить искру, которая останется искрой, от той, из которой может возгореться пламя».
Как только компания доказала, что способна расти и вступила в фазу роста, допустим, до 5-10 локаций, она становится интересной для фонда Мейера EHI, который нацелен инвестировать 10-20 миллионов долларов в компании с оптимальными 7-10 локациями. Портфолио EHI состоит на 70 % из брендов fast casual, которыми управляют шеф-повара, остальное связано с технологиями индустрии гостеприимства.
Марк Ливитт, директор по инвестициям в EHI, говорит, что команда фонда восхищается игроками индустрии гостеприимства и их способностью генерировать концепции с потенциалом роста. «Скажу честно, мы в восторге от их идей. Как бы нам хотелось, чтобы эти идеи родились у нас, – говорит Ливитт. – У нас нет монополии на хорошие идеи. Поэтому многие делают интересные вещи. Основав фонд прямых инвестиций, мы получили стратегическое преимущество, потому что можем помочь этим брендам вырасти, и в то же время... привнести их практики в нашу компанию».
Ливитт говорит, что EHI также ищет компании, которые придерживаются культуры совместимой с видением Майера «просветленной гостеприимности». Это философия, которая акцентирует внимание на клиентах, сообществе, поставщиках и даже инвесторах. Если твои сотрудники всегда на первом месте, мы уверены, что ты получишь более высокие доходы для акционеров.
Так же, как и в случае с Kitchen Fund, EHI не просто дает чек на 10 миллионов долларов, клиент получает доступ к кругу партнеров USHG и получает огромное преимущество в отношении недвижимости, брендинга, маркетинга, юридических вопросов, цепочки поставок, критичное для активного роста бренда.
Также как и EHI фонд, AP Franchised Concepts под руководством Энтони Полацци (Anthony Polazzi), который был основан 18 месяцев назад, оперирует в диапазоне 5-10 локаций. Он подключается, когда компания показывает 1-2 миллиона долларов EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации, показатель операционной успешности компании). Полацци проработал больше 10 лет в фонде прямых инвестиций Sun Capital Partners, который оперировал в ресторанной и розничной сферах. А затем основал AP Franchised Concepts, чтобы закрыть пробел между первым раундом инвестиций, в котором играют родственники и друзья (или Kitchen Fund), и большими игроками, наподобие Catterton или Roark, которые готовы инвестировать траншами по 20, 40 или 50 миллионов долларов.
Полацци говорит, что предпочитает компании, которые могут доказать состоятельность их бизнес-модели для роста; недавние инвестиции его фонда включают китайскую концепцию Han Dynasty в Филадельфии и Kebab Shop в Сан-Диего. Полацци надеется превратить компании в региональную сеть из 25-50 локаций с более чем 5 миллионов долларов EBITDA. Это ситуация, при которой фонд прямых инвестиций может зайти и выкупить основную долю и вывести концепцию до уровня 100 локаций.
Расширить сеть до 100 локаций – мечта любого ресторатора (и инвестора), момент, когда кажется, что судьба в твоих руках. Но поиск следующего Shake Shack – рискованное дело. Если эту мечту развернуть, то перед вами окажется история из причинно-следственных связей. Потому что рестораны – уникальные создания. Их создали люди, но они живут не только за счет качественной еды, но и за счет такой неосязаемой концепции, как гостеприимство.
«Рестораны разительно отличаются от розничных концепций», – говорит Ратнэм. – Мы не просто открываем двери и кладем товары на полки, проговаривая: «Здесь ты можешь потратить свои деньги». Это не одежда, и инвесторам следует это понимать».
Чего опасается Ратнэм, так это гонки за масштабированием без нужной для поддержки операционной деятельности и гостеприимства инфраструктуры.
«Когда вкладываешь много денег, видишь допускаемые ошибки, – говорит он. – Важно серьезно относиться к гостеприимству и общественному питанию. Впечатление клиента прямо взаимосвязано с вашим успехом. Вам нужны евангелисты бренда, поклонники, которые бы выстраивались в очередь за вашей едой изо дня в день, и это невозможно разложить на технические составляющие».
Источник: www.eater.com
Commenti