268.jpg
3.png

Fast casual boom: главные инвесторы популярной концепции


Авторитетный американский ресторатор Дэнни Майер, известный критик культуры чаевых, сделал в октябре 2017 года важное заявление. Оно не касалось ни чаевых, ни каких-либо изменений в сэндвичах своего ресторана Shake Shack, он решил основать инвестиционный фонд с первоначальным взносом 200 миллионов долларов и стать акционером приложения, позволяющего бронировать столики в ресторанах Resy и нью-йоркской сети Joe Coffee.

Его фонд Enlightened Hospitality Investments LP (EHI) присоединится к группе недавно созданных инвестиционных фондов, сфера интересов которых лежит в плоскости ресторанного бизнеса. И это диаметрально противоположная тенденция той, что определяла ресторанный климат десятилетие назад.

«Десять лет назад на инвестиции мог рассчитывать развивающийся бизнес, – уверяет Грег Голкин, сооснователь фонда Kitchen Fund, который с 2016 года инвестировал в только появившиеся, но масштабируемые ресторанные концепции. – В то время фонды прямых инвестиций вкладывались только в успешные бренды. А если твоя ресторанная концепция находилась на первой стадии, то ожидать финансового участия приходилось только от друзей и родственников. О стратегическом капитале можно было только мечтать».

Что заставило инвесторов изменить вектор мышления?

Зачем они создали такие фонды, как EHI и Kitchen Fund? Что стало причиной безумного интереса со стороны таких инвестиционных фондов, как Catterton, Roark и Karpreilly, которые уже проинвестировали Chopt, Primanti Bros., Burger Lounge и California Fish Grill?

«Раньше, пока твой ресторан не был заполнен «под завязку», ты и не думал об открытии второго ресторана, – говорит Басу Ратнам (Basu Ratnam), основатель Inday, ресторана здорового питания с индийской кухней формата fast casual, который Kitchen Fund инвестировал первым делом. – Но сейчас ментальность поменялась. Люди открывают заведения сразу с планами масштабирования».

Отчасти это связано с тем, что тенденция «питания вне дома» в последние годы стала очень распространенной. По данным агентства Bloomberg, в 2015 году население США впервые потратило больше денег на питание вне дома, чем на покупку продуктов.

Такие истории успеха, обеспечивающие высокую доходность как Shake Shack, Chipotle и Sweetgreen, пробудили интерес со стороны инвесторов к развитию идеи. Предприниматели стали создавать ресторанные бренды с потенциалом роста.

Быстрее всего сейчас развиваются рестораны здорового питания формата fast casual, в основе меню которых, например, салаты и грейн-боулы, «а также все, что связано с органическими продуктами», – подтверждает Аниш Ганди (Anish Gandhi), управляющий директор инвестиционного банка Brookwood Associates.

Ганди также отмечает интерес к средиземноморским концепциям – хумусу и кебабу, а также мультиэтничным концепциям, которые предлагают Sushirrito и Velvet Taco.

Velvet Taco, открывший свои двери для посетителей в 2011 году, предлагает такие блюда, как тако с курицей. Этот бренд получил стратегические инвестиции на развитие от фонда прямых инвестиций L Catterton в 2016 году. Сегодня у бренда семь локаций по всей стране.

Kitchen Fund – единственный игрок в сфере инвестиций в проекты развития бизнеса на ранних этапах. Фонд инвестирует миллионы долларов в бренды с одной, максимум двумя локациями. В настоящее время в этой сфере нет конкуренции, поскольку инвестирование в только что появившиеся проекты, где нет глубоких знаний в операционной и финансовой деятельности ресторана, очень рискованное. А у фонда Kitchen Fund с шестью портфельными позициями (Inday (безглютеновая fast casual индийская кухня), Hummus & Pita, Pie Hole (сладкие пироги), Cava (fast casual салаты, грейн-боулы и пита-сэндвичи) и Curry Up Now) есть такие знания.

Голкин построил свою карьеру успешного ресторанного инвестора с портфельными позициями в Sweetgreen, Cava и Chickery, в то время как его партнер Дэн Роу (Dan Rowe), CEO группы компаний по развитию франчайзинга Fransmart, превратил десятки новых ресторанны