top of page

Финансовый менеджмент: как оценить ресторан


Анатолий Полковников, управляющий и основатель «Эй Пи Консалтинг», эксперт с 20-летним опытом по запуску и управлению проектами HoReCa.

Количество сделок по купле-продаже бизнеса возрастает, а украинские проекты все чаще появляются в мировых рейтингах. В таких условиях все чаще поднимается вопрос оценки стоимости бизнеса.

Существуют разные модели оценки. Мы же, руководствуясь принципом «бритвы Оккама», разберем самые простые и эффективные модели, используемые в международной практике. Если налоги уплачиваются не в Украине и применяется модель оптимизации налоговых потерь (Конвенция об избежании двойного налогообложения), в качестве критерия оценки рассматривают аналитический показатель EBITDA.

Если же покупатель ставит под сомнение объективность этого показателя, используется Net Profit.

СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА ОЦЕНИВАЕТСЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, УМНОЖЕННЫЙ НА КОЭФФИЦИЕНТ, КОТОРЫЙ ЗАВИСИТ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА.

Для Украины такой коэффициент составляет, как правило, 3–4.

В случае положительного EBITDA или Net Profit стоимость ресторана рассчитывается следующим образом:

EBITDA (или Net Profit) х 3

Смысл такого подхода состоит в том, что инвесторы стремятся вернуть свои вложения в течение 3–4 лет. Это обусловлено нестабильностью нашей политической и экономической систем. В странах с прогнозируемой ситуацией коэффициент выше — 4–5 и более. Соответственно, если проект в Украине генерирует $30 тыс. EBITDA / Net Profit, его стоимость составит $90–120 тыс. При оценке будет важна динамика основных показателей: растет она или падает.

Когда же EBITDA / Net Profit ниже либо близок к нолю, бизнес оценивается по цене ликвидационной стоимости основных активов, т.е. по цене, за которую могут быть проданы оборудование, мебель, посуда, товарные запасы и прочие ресурсы.

Соответственно, если собираетесь развивать свой бизнес для последующей выгодной продажи, уделите особое внимание формированию правильного управленческого и финансового учета с акцентом на достижении положительных показателей EBITDA / Net Profit.

Важно помнить, что показатели необходимо подтверждать официальными отчетами, поэтому об использовании теневых схем не может быть и речи: все налоги должны быть уплачены, а выручка проведена через кассу.

Однако находятся такие «талантливые» специалисты по финансам, которые могут составить модель отчетов с положительной EBITDA и позитивной динамикой предприятия, не генерирующего прибыль. А потому для объективной оценки необходим глубокий анализ P&L и Cash Flow, о которых мы писали в предыдущих номерах журнала (№ 9, 10/2019). На оценку бизнеса положительно влияют и некоторые нематериальные активы, которые сложно отобразить в численном выражении:

  • уникальные дизайнерские решения;

  • оценка маркетинговой стратегии и упоминания объекта в медиапространстве;

  • позиционирование заведения;

  • деловая репутация;

  • конкурентоспособность и состояние конкурентной среды;

  • управленческая стратегия реализации оценки;

  • квалификация команды;

  • состояние CRM-системы и количество лояльных активных контактов в базе постоянных клиентов.

Среди финансовых показателей, на основании которых инвестор принимает решение о вложении средств или отказывается от инвестирования в проект, можно выделить:

  • дисконтированный период окупаемости (discounted payback period, DPP) — период окупаемости вложений с учетом стоимости привлеченных средств в периоде;

  • чистая текущая стоимость проекта (net present value, NPV) — разница между всеми денежными поступлениями и выплатами, приведенными к текущему моменту времени (моменту, когда проводится оценка инвестиционного проекта). Этот показатель отображает размер денежных средств, которые инвестор должен получить от проекта, после того как финансовые поступления окупят его первоначальные инвестиции и периодические денежные выплаты, связанные с реализацией проекта;

  • внутренняя ставка дохода (internal rate of return, IRR) — средний доход на вложенный капитал, обеспечиваемый данным инвестиционным проектом;

  • индекс прибыльности вложений (рrofitability index, PI) — показатель эффективности инвестиций, который отображает уровень дохода, полученный на одну денежную единицу инвестиций, с учетом стоимости денег во времени. Эти показатели рассчитываются на основании P&L и Cash Flow и учитывают большинство неочевидных факторов, таких как стоимость денег в периоде, уровень инфляции, динамика рынка и т.д. Итак, основные факторы, влияющие на стоимость ресторана, соответствуют базовым критериям оценки успешности проекта, выраженным в цифровом эквиваленте.

ПОДЫТОЖИМ, ЧТО ПОМОЖЕТ НЕ ТОЛЬКО ПОВЫСИТЬ РЫНОЧНУЮ СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА, НО И СДЕЛАТЬ ЕГО БОЛЕЕ УСПЕШНЫМ:

  • EBITDA и Net Рrofit должны иметь официальное подтверждение;

  • капитализация проекта — отражена в балансе;

  • упоминаний в масс-медиа должно быть как можно больше;

  • желательно, чтобы эти упоминания свидетельствовали об уникальности вашего стиля, оригинальности концепции, качестве услуг, сервиса, кухни и достижениях команды;

  • боритесь за количество и качество лояльных контактов в вашей базе клиентов.

Kommentare


bottom of page