Михаил Носалик,
партнер юридической компании «Глобал Ло»
За последний год в Украине участились случаи возгораний и пожаров в клубах, ресторанах и кафе. Далеко за примерами ходить не надо: совсем недавно горел ресторан на Крещатике, а перед этим еще несколько заведений в центре. И таких неприятных происшествий было немало по всей Украине.
О статистике, причиной большинства пожаров в ресторанах становится кухонное оборудование, в частности мангалы и печи. Каким бы тщательным ни был уход, со временем на них образуется слой жира, который служит «топливом» для возгорания. Даже маленькая искра способна вызвать вспышку пламени.
Беда случается и с вентиляционными камерами, где также скапливается жир. Из-за этого пламя распространяется мгновенно, и остановить его крайне сложно. Иногда приходится потратить немало времени, чтобы добраться до очага возгорания. А счет, как известно, идет на секунды.
Защита помещений от пожара регламентируется законодательными нормами. Они обязывают рестораторов оснащать системами пожарной безопасности свои заведения. Периодически проводятся плановые проверки, а за нарушения требований пожарной безопасности грозят штрафы.
Назревает два извечных вопроса: как быть и что делать? Самый закономерный ответ — привести пожарную безопасность в своем заведении в соответствие со всеми нормами. Это позволит минимизировать риски как материальные, так и те, что касаются жизни и здоровья людей. Но не все так просто.
На что следует обратить внимание, чтобы не прогореть в бизнесе в прямом смысле этого слова?
Когда вы покупаете или берете в аренду помещение и в нем уже сделан ремонт, проведены коммуникации, первое, с чего стоит начать — это аудит. Причем аудит нужен не только технический, но и юридический.
Разновидностей нарушений по части пожарной безопасности можно насчитать не один десяток. Опытный юрист, который работает в сфере HoReCa, подскажет, как обстоят дела с документацией, на что инспекторы обращают внимание при проверках в первую очередь и за что спешат выписать штраф.
Нередки случаи, когда пожарная сигнализация как бы есть, а документов на нее нет. Такого быть не должно, ведь это чревато рядом существенных проблем и затрат. Порой дешевле установить новую систему, чем возиться со старой.
К пожарной сигнализации в ресторане должен быть договор на ее обслуживание. У подрядчика, который его обеспечивает, обязательно наличие действующей лицензии. Работоспособность системы должна регулярно проверяться с последующими отметками об этом в соответствующем журнале.
Иногда, сидя за чашкой кофе, приходится наблюдать, как в давно открывшихся ресторанах пожарная сигнализация просто накрыта крышечками, видимо, еще со времен ремонта. Естественно, она не сработает в нужный момент. Очевидно, что ее никто не проверяет. А это влечет за собой понятные риски. Сигнализация обязательно должна быть выведена на пульт, чтобы в случае срабатывания пожарные приехали в считанные минуты.
Такая сигнализация и ее обслуживание стоят не так уж и дорого. А вот действительно дорогое удовольствие — это системы водяного тушения огня и так называемые гидрофильтры. Но без них никуда, если у вас в заведении есть мангалы и хосперы, и неважно — с открытым или закрытым огнем.
Над ними устанавливается локальная система пожаротушения, которая срабатывает при определенной температуре (если загорается объект).
Водяные фильтры успешно решают вопросы с гашением искр и пламени, а также очищают воздух от продуктов сгорания.
У ресторатора обязательно должен быть договор с компанией, которая монтировала противопожарную систему, акт ввода в эксплуатацию или приема-передачи и проект.
Иногда люди что-то достраивают, увеличивая заведение, монтируют летние террасы, к примеру. И по проекту видно, что пожарная сигнализация не охватывает всю площадь помещения. При проверке это чревато неприятностями.
И еще: на каждом объекте должны проводиться замеры сопротивления изоляции, нужно проверять вашу электрическую проводку не менее одного раза в год. Также на предприятии должен быть приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность. Этот человек должен проходить обучение и подтверждать свои знания во время сдачи экзаменов.
Обязательным условием являются план эвакуации и установленные таблички выходов из всех помещений. Согласно нормам, на каждые 20 кв. м площади должен быть один огнетушитель. Но на практике мы видим, что ГСЧС требуют хотя бы по одному огнетушителю в комнате, если она большая — то минимум два. При этом настаивают, чтобы половина огнетушителей в ресторане была порошковыми, а половина — пенными.
Висеть они должны вертикально и не выше 1,5 м от уровня пола, на достаточном расстоянии от двери, чтобы не загромождать проход. На все огнетушители нужно сохранять документы и чеки. Если устройству больше года, его следует перезарядить.
Зачастую халатность в вопросах пожарной безопасности выливается в крупные финансовые потери. Не знаю почему, но 99% новых клиентов просто не оформляли страховку ответственности перед третьими лицами.
Случались пожары, во время которых гибли люди. Страховка — это ваше подспорье на случай непредвиденных ситуаций.
Любой ресторан обязан не только выполнять эти требования, но и получить декларацию по вопросам пожарной безопасности. Полное название документа — «Декларация соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности». Указанные в ней данные изначально никто не проверяет, но при первой же проверке или в случае ЧП вскроется то, что не соответствует действительности, и отвечать за это будут владельцы заведения вместе с ответственными лицами по всей строгости закона, вплоть до возбуждения уголовных дел.
Самостоятельно заполнить декларацию непросто: она содержит достаточное количество юридических тонкостей и нюансов, которые требуют дополнительных разъяснений и трактовки. Так что работу с документацией и юридическое сопровождение проверок лучше доверить опытному специалисту. Таким образом с минимальными затратами можно обезопасить себя от лишних хлопот — финансовых и не только.
コメント