234 (2).jpg

Маркетинг без маркетолога: 5 советов для рестораторов — от поисковика до фейсбука


Тереза Даштоян,


консультант по ресторанному маркетингу,

маркетинг-директор сети ресторанов

«Сыто-Пьяно Italiano»,

«Сыто-Пьяно Гастро» и

дома-ресторана «Кухмейстер»


Круто, когда сошлись звезды и вы нашли агентство или маркетолога-единомышленника, готового вкладывать время и энергию в развитие вашего ресторана. Но если вы приняли решение заниматься развитием заведения самостоятельно или еще в поиске нужного специалиста, тогда эти советы специально для вас.


Совет №1

Изучите основы маркетинга и психологию гостя


В 2020 году ключевым навыком стало умение работать с информацией, которой стало слишком много. А еще умение словить, найти, увидеть, придумать нужную идею, внедрить ее и проанализировать результаты. И все это наперегонки с конкурентами по рынку.


Поэтому, если вы приняли решение заниматься маркетингом самостоятельно, будьте готовы учиться работать с информацией и быстро действовать. В помощь вам будут бизнес-литература,

тренинги, профильные статьи, онлайн-курсы.


Параллельно с основами маркетинга изучайте сильные стороны диджитал-инструментов, настройки таргетинговой рекламы, SMM и, конечно же, психологию гостя, его поведение и мышление.


Для понимания психологии мне очень помогли две книги Мартина Линдстрома: Buyology и «Вынос мозга». Помним, что люди по типу восприятия условно делятся на 4 типа.


КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСТЕЙ ПО ТИПУ ВОСПРИЯТИЯ


КИНЕСТЕТЫ

Усваивают информацию через практику или ощущения, осязание и обоняние.

У них максимально развиты вкусовые рецепторы. Гастрономические мастер-классы,

дегустации, печать меню на дизайнерском картоне с тиснением или креативные носители бренда — ваши главные инструменты по завоеванию этих гостей. Именно они оценят визитки необычной формы или мягкие брендированые пледы.


АУДИАЛЫ

Для них важны звуки, поэтому мы подбираем приятный тембр голоса для рекламы ресторана по радио и правильную музыку в заведении. Аудиалы первыми отметят, что ваш плейлист не подходит под концепцию ресторана.


ВИЗУАЛЫ

Воспринимают информацию зрительно, именно для них стараются smm-менеджеры и фотографы, чтобы картинка блюд в инстаграме выглядела максимально вкусно и красиво.


ДИГИТАЛЫ


Один из самых сложных и неэмоциональных типов гостей, до них можно достучаться только путем фактов и логики. Правда, таких людей мало, всего около 5 %.

Совет №2

Расширяйте свои горизонты


Постоянное развитие чувства вкуса у ресторатора: музыкального, гастрономического и визуального — один из необходимых условий для успешного продвижения заведения. Pinterest, uplash, онлайн-ресурсы, журналы, профили в инстаграме, кино и книги открывают целый мир и огромные возможности.


Считаю важным, каждому ресторатору развивать в себе внутреннего эстета и стараться ежедневно следить за трендами, течениями и направлениями в разных областях.

Созидание — одна из ключевых возможностей ресторатора, а это значит, что энергия, направленная на обустройство комфортного и вкусного пространства для гостей, будет успешна по определению.


В поисках идей я ежедневно просматриваю профили в инстаграме киевских и зарубежных заведений, фешн-блогеров, блоги о дизайне интерьера, читаю посты интересных мне людей. Самое классное, что иногда после какой-то увиденной фотографии с показа моды или пролистанного каталога посуды в голову может прийти идея для декора заведения на праздник

или новой подачи коктейля.


В общем, важно быть в курсе новинок не только в ресторанном бизнесе, но и в смежных сферах, которые также могут быть интересны гостям. Постоянный мониторинг помогает держать фокус на деталях, из которых и состоит ресторанный бизнес.

Совет №3

Скачайте приложения-помощники


Этот набор приложений поможет закрыть вопрос с обработкой фото, видео, планированием публикаций и созданием макетов для полиграфии.


Дальше все зависит от вашего креатива, фантазии и необходимых эффектов, которые можно сделать в платных версиях приложений.


ДЕЛЮСЬ ЛИЧНЫМ БАЗОВЫМ ТОП-СПИСКОМ:


ДЛЯ ОБРАБОТКИ ФОТО:

• vsco;

• lightroom;

• snapseed;

• kuni cam.


ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕШНЕГО ВИДА СЕТКИ ИНСТАГРАМА — unum.


ДЛЯ ДИЗАЙНА СТОРИЗ:

• canva;

• mojo;

• unfold.


ДЛЯ РЕДАКТИРОВАНИЯ ВИДЕО:

• inShot;

• imovie.


ДЛЯ АВТОПОСТИНГА —

smmplanner.


ДЛЯ СОЗДАНИЯ ДИЗАЙНА ПОЛИГРАФИИ:

• canva;

• crello.


ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАДАЧ:

• asana;

• trello.


ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ИНФОПОВОДОВ:

• google-календарь;

• подборки от Setters.

Совет №4

Освойте искусство долгосрочного планирования


Следующий этап, без которого вы никак не обойдетесь или гарантировано сойдете с ума, — это планирование. Только сняли декор к 14 февраля, как через неделю масленица, а еще нужно украсить заведение к 8 Марта. И так по кругу.


Как часто вы вспоминаете о предстоящем празднике или вводе сезонного меню за неделю до того, как уже все должно быть сделано?


Умейте составлять планы

Четкий план поможет правильно распределить задачи и сфокусироваться на развитии,

а не на решении ежедневных операционных вопросов. Поэтому в первую очередь нужно

составить маркетинговый план минимум на месяц.


Из чего состоит маркетинг-план:

• из контент-плана для социальных сетей;

• бюджета на месяц;

• плана мероприятий;

• плана обновлений меню;

• идей, которые собираетесь внедрить в текущем периоде, например, заказать новую упаковку или разработать торт-подарок для именинников.


ЛАЙФХАК. ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ Я ИСПОЛЬЗУЮ ПРИЛОЖЕНИЕ ASANA. В НЕМ ОЧЕНЬ УДОБНО ВСЕ ЗАДАНИЯ ДЕЛИТЬ ПО КАТЕГОРИЯМ И ОПРЕДЕЛЯТЬ КРАЙНИЙ СРОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ. РАБОТА С ТАСК-МЕНЕДЖЕРАМИ ДИСЦИПЛИНИРУЕТ, ЧТО ПОМОГАЕТ БЫТЬ СОБРАННЫМ И ЭФФЕКТИВНЕЙ ДОСТИГАТЬ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.

Совет №5

Выходите из операционной деятельности


Учитесь делегировать и управлять командой, только так возможны рост и развитие. Не замыкайте все на себе. Хочешь сделать хорошо, сделай это сам — типичная ошибка. Думайте как маркетолог и предприниматель. Чувствую, как от этих строк у многих побежали мурашки по коже. Вы боитесь даже представить, что произойдет с рестораном, если покинете его на три дня и уедете куда-то. Не переживайте: новые идеи приходят, когда отвлекаешься от звонков поставщиков или решения рутинных ситуаций.


Помните состояние после путешествия, когда хочется творить и поток идей просто не остановить? Важно устраивать себе дни, когда вы переключаетесь на другую деятельность или

просто посвящаете время общению с командой и поиску новых идей. Понимаю, звучит странно, особенно для маленьких проектов, например кофеен, где собственник — и бариста, и менеджер, и кондитер по совместительству.


Желаю каждому ресторатору создавать и управлять командами мечты, с которыми будет легко вместе расти и развиваться. А для тех, кто принял решение заниматься маркетингом самостоятельно, желаю вдохновения, любви и много энергии, ведь только в таком состоянии можно творить успешные бизнес-проекты.


Читайте также: Стоп, снято: главные особенности и нюансы фуд-съемок.