top of page

Стоп, снято: главные особенности и нюансы фуд-съемок

Фуд-фотография невозможна без любви к еде и, конечно, к фотографии. Она отличается от других направлений скоростью съемки (зависимость от времени жизни блюда), имеет множество подвидов, с чем связаны различия в организации процесса, бюджетах и, наконец, в еде, которая может быть настоящей или несъедобным макетом.



Ольга Драч, фуд-стилист















Евгения Драч, фотограф



Наш профиль — работа с настоящей едой. Если это ресторан, мы отражаем подачу и блюдо заведения, а если, например, мороженое — то продукт, который потребитель увидит, открыв упаковку.

Для организации фуд-съемки, перед тем как приступать к самому интересному, нужно разобраться с главными вопросами. Итак, определяем задачу: зачем нужны фотографии? Снимки еды не могут создаваться просто так, это ведь не семейная фотосессия или какое-то событие — фотографии должны работать, они не самоцель.


КРУГ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ОТВЕТИТЬ ЗАКАЗЧИК ФУД-ФОТОГРАФУ


1.Где будут использоваться фото: соцсети, сайт, печать?

Различные способы коммуникации требуют разного построения кадра и его заполнения:

• как правило, сайт — стабильный источник информации и редко требует

обновлений контента;

• соцсети, наоборот, любят разнообразие и интересные решения, серии и

разную крупность кадров;

• для печати лучше подходит один яркий и понятный снимок с четким

посланием.

2.К какому действию должны призывать фото?

Например: прийти, купить, попробовать, рекомендовать. Какую информацию необходимо донести? Тип кухни, состав, как употреблять и т.д. Выбираем одну главную цель, так сказать, призыв и иллюстрируем его. Остальные детали и особенности усиливают главный посыл.

Фотография — максимально быстрый способ донести зрителю свою идею, детали же могут быть в тексте под фото. Чем проще картинка, тем выше вероятность, что вас поймут правильно.

3. Сколько времени будет использоваться фото? Они необходимы для иллюстрирования сезонного или постоянного меню?

Сезонность продукта говорит о коротком сроке работы фотографий, зато допускает больше креатива в съемке. Зачастую безумные идеи удачнее

реализовать именно в сезонных предложениях, которые

должны сработать быстро и привлечь внимание.

Постоянное меню требует системного решения, общей стилистики и выдержанного гармоничного цвета. Фотографии должны быть узнаваемы для удобства зрителя, он не должен тратить время на изучение фотографии, а легко считывать — так, как узнает, к примеру, мамину еду на ее любимой скатерти в васильках.


4. Количество сюжетов, фотографий?

Количество сюжетов определяет время работы над каждым сюжетом, понимание логистики съемки и упрощает коммуникацию: клиент—кухня—фотограф.

5. К чему должны призывать фото? Какую информацию доносить? Это может быть сезонное меню, натуральность блюд, ситуации потребления.

Тут все просто — призыв определяет визуальный контекст (фон, место съемки, материалы, которые будут использованы, и наличие/ отсутствие людей в кадре), уместность дополнительных деталей.

6. Какова должна быть стилистика съемок?

Определив один раз стилистику съемки, в дальнейшем можно просто и гармонично работать в выбранном формате. Удобно один раз заказать фоны для съемки, проработать приемлемый для всех формат и в дальнейших съемках действовать в предсказуемой логике и прогнозировать расходы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К СЪЕМКЕ:

• бриф;

• подбор референсов (примеры фото);

• описание сюжетов;

• реквизит;

• блюда;

• выбор локации.

Чтобы избежать форс-мажоров, важно продумать слабые места съемки.


ВОЗМОЖНЫЕ СЛАБЫЕ МЕСТА СЪЕМКИ:


  • зависимость от света;

  • электричество (для съемки «в поле» с лампой понадобится генератор);

  • сроки (успеть сделать к съемке фоны/посуду/ реквизит);

  • модели,

  • руки;

  • продукт, который быстро теряет товарный вид;

  • нет запасов, страховочных продуктов — нет шанса на дубль;

  • загруженная кухня (съемка проходит параллельно с работой кухни в час пик);

  • эксперименты с приготовлением и подачей на съемке;

  • нет референсов;

  • некомфортное место работы и т.д.


ПРОЦЕСС СЪЕМКИ

1. СВЕТ. Дневной свет безумно красивый, он очень идет еде: виден цвет, фактура, и даже снимки на не самый новый телефон будут выглядеть качественно и красиво. Но для запланированной фуд-съемки, особенно

основного меню, такой выбор опасен. Дневной свет сложно прогнозировать и уложиться во время, пока он есть. Потому всегда лучше работать с профосвещением, которое дает стабильную картинку, без привязки к чудесам природы.

2.КОМПОЗИЦИЯ. Ее тоже лучше продумать заранее:

• что будет в кадре;

• основное построение кадра;

• размещение предметов.

Композиция кадра может выступать ключевым моментом в съемке и быть

узнаваемым особенным знаком. Если такой подход находит отклик у зрителя — отлично, пусть он станет основой идеи съемки!

3.РАКУРС. Съемка сверху, под 45°, макросъемка, но с краями тарелки. Нужно выбрать что-то одно. Остальное может быть бонусом, но определиться с этим необходимо заранее.

Съемка сверху предполагает красивый фон, продумывается размер (границы кадра), вертикаль/горизонталь/квадрат, и на съемке кадр наполняется актуальными деталями. Если перейти на ракурс в 45°, то в кадре появляется фон ресторана, посетители и прочие детали. На такие резкие смены требуется время и ресурсы. Все возможно, но лучше это продумать до съемки.

4.КРУПНОСТЬ. Огорчу заранее. Есть задачи, которые невозможно выполнить одновременно. Например, снять блюдо крупно и при этом сохранить полностью края тарелки, если кадр снимается под вырезание на белом фоне. Такие кадры удобны для макетов, но почти всегда они будут проигрывать крупным и аппетитным композициям и идеальной малинке на весь экран. Опять же вернемся к пункту цели съемки: фотографии должны работать на задачу. Кстати, добавить края тарелки, если их не сняли, тоже не выйдет. Обычно все эти моменты комментирует фотограф/стилист во время постановки ТЗ.

5.ПАТТЕРН. Эффектное решение, но требует много времени. Снять такой кадр занимает 10–15 минут максимум, а вот чтобы собрать его из продуктов и блюд, придется потратить минимум 30–60 минут на композицию, а еще добавьте время, чтобы разобрать паттерн. Паттерны всегда привлекают внимание, но требуют ресурсов и кропотливого труда. К этому просто нужно быть готовым.

6.ФОРМА ОБЪЕКТОВ, РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НИМИ. Легко определить уровень съемки и опыт команды по расстоянию между предметами. Особенно трепетно к этим деталям относятся фотографы и стилисты, которые работали с журналами. Есть два важных момента:

• если предметы находятся примерно на одинаковом расстоянии, то нам приятнее смотреть на такой снимок, наш мозг любит порядок;

• второй момент менее романтичный: дизайнер, который будет делать макет из фотографии, вдруг может решить немного подвинуть вилку в композиции. Но чтобы она (вилка) согласилась на это, ей нужно пространство в кадре.


7.РУКИ В КАДРЕ С ЕДОЙ. Это отличное решение, они призывают зрителя к взаимодействию, показывают размер блюда. Руки для кадра не могут быть случайными (типа: кто-то из персонала/прохожих/ребят из студии подержит

вилку). Должен быть маникюр, красивые ухоженные руки с подходящими рукавами, кольцами или без, с красивыми жестами и терпение хозяина этих самых рук. В таком случае они полноценная модель.

ПОДГОТОВКА К СЪЕМКЕ ЗАНИМАЕТ 50–80 % ВСЕГО ПРОЦЕССА: ЧЕМ ЛУЧШЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И ДЕТАЛЬНЕЕ ЗАДАЧА, ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ ПРОЙДЕТ СЪЕМКА.

День фотосессии как финальная сборка торта или композиции в тарелке. Четкая задача часто пугает сухим результатом, но это ошибочное мнение. Когда есть грамотно подготовленный план съемки, клиент легко контролирует работу и может вносить правки на месте, тогда ожидания оправдываются и все счастливы. Креатив и уникальные кадры рождаются в процессе либо готовятся заранее. В любом случае они должны гармонично передать уникальность еды, быть эстетичными, откликаться в первую очередь клиенту идейно и по настроению, при этом быть простыми и приятными для зрителя.

Еда — это о любви, это эмоции и общение. Фотография же друг, который не умеет врать и отлично советует. Фотография не может сделать еду вкусной и передать ее аромат, она может грамотно показать лучшее и привести зрителя в ресторан попробовать, заинтересовать сделать первый шаг. Фуд-фотография — элегантный флирт, а настоящие отношения с едой начинаются в ресторане.


bottom of page