top of page

Организация и контроль эффективной работы маркетинг-команды


В чем разница между задачами для маркетолога, SMM-специалиста или арт-директора? Как правильно формулировать для них задачи, на какие ключевые показатели ориентироваться? Как создать dream-team? В этой статье вы найдете подробный конспект.

Тереза Даштоян, консультант по ресторанному маркетингу. Маркетинг-директор сети ресторанов «Сыто-Пьяно Italiano», «Сыто-Пьяно Гастро» и дома-ресторана «Кухмейстер»

КТО ЕСТЬ КТО. ФОРМИРУЕМ КОМАНДУ

Перед тем как поставить задачу HR-менеджеру по поиску маркетолога или SMM- менеджера, нужно иметь бизнес-цель, оцифрованные показатели работы заведения и стратегию его развития на 3 месяца / год.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ

1. БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯ.

2. МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ.

3. КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ.

4. DIGITAL-СТРАТЕГИЯ.

5. СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.

Как видим, стратегия продвижения в соцсетях, значится последним пунктом. В этом и есть главная причина, почему большинство рестораторов не довольны работой маркетологов или SMM- менеджеров. Им попросту ставят неправильные задачи.

Разрабатывать стратегию развития, ставить цели и рассказывать команде, в каком направлении двигаться, — задача управляющего или собственника бизнеса!

После определения глобальных целей заведения самое время заняться формированием задач для отдела маркетинга.

Рассмотрим самые популярные:

  • увеличить ТО на какой-то процент (х%);

  • увеличить количество гостей на х%;

  • увеличить количество заказов банкетов на х%;

  • запустить новый сервис: доставка, кейтеринг;

  • разработать и внедрить программу лояльности;

  • разработать и внедрить новые услуги, например детский клуб;

  • запустить кампанию HR-маркетинга.

Зная задачи, которые необходимо решать, можно приступить к формированию маркетинг-команды. Обсудим, какие специалисты есть на рынке и какая между ними разница.

КЛЮЧЕВЫЕ МАРКЕТИНГ-ИГРОКИ НА РЫНКЕ И СРЕДНИЕ ЗАРПЛАТЫ

  • МАРКЕТОЛОГ-СТРАТЕГ, БРЕНД-МЕНЕДЖЕР (ОТ 25 ТЫС. ГРН);

  • АРТ-ДИРЕКТОР, EVENT- МЕНЕДЖЕР (ОТ 20 ТЫС. ГРН);

  • SMM-СПЕЦИАЛИСТ (7 – 10 ТЫС. ГРН);

  • ФОТОГРАФ / ВИДЕОГРАФ (ОТ 4 ТЫС. ГРН);

  • КОПИРАЙТЕР (ОТ 4 ТЫС. ГРН);

  • ДИЗАЙНЕР (ОТ 5 ТЫС. ГРН).

Если у вас сеть ресторанов или заведение с большим количеством дополнительных сервисов и возможностей, если вы планируете развиваться и открывать новые проекты, для выполнения таких задач потребуется маркетолог-стратег или бренд-менеджер. В его обязанности будет входить разработка стратегической части и формирование команды рекламного отдела: SMM-специалист, фотограф / видеограф, дизайнер.

Для клуба, развлекательного комплекса или заведения, в котором проводятся события на постоянной основе, необходим арт-директор.

Для небольшого кафе, кофейни в спальном районе или проекта «для души» достаточно будет SMM-менеджера.

МОЯ ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМУЛА МАРКЕТИНГА ЗАВЕДЕНИЯ:

УПРАВЛЯЮЩИЙ + МАРКЕТОЛОГ + ШЕФ-ПОВАР.

Тогда процессы, промо и продукт гармонично дополняют друг друга и ресторатор получает самые крутые результаты.

ЗАДАЧИ И ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Необходимо прописать должностную инструкцию и чек-лист как для команды маркетинга в целом, так и для каждого ее члена в отдельности. То, что для вас само собой разумеющееся, не обязательно будет очевидным для других.

Примерная должностная инструкция маркетолога:

  • разработка маркетинг-плана или стратегии развития на 1 / 3 / 6 месяцев;

  • разработка плана по введению новинок в меню и их проработки совместно с шеф-поваром;

  • разработка плана по наружной рекламе: билборды, лифты, флаеры, радио;

  • план внедрения новых каналов коммуникации: чат-боты, сервисы доставки и т.д.;

  • разработка плана мероприятий;

  • разработка плана инфоповодов;

  • разработка партнерских программ;

  • согласование плана съемок со всеми департаментами;

  • разработка плана работ с программой лояльности;

  • просчет маркетинг-бюджета на 1 / 3 месяца;

  • стратегия достижения плановых показателей, увеличение ТО, количества гостей и т.д.;

  • стратегия внедрения и промо новых продуктов или услуг внутри заведения; координация работы команды: SMM- специалиста, фотографа, видеографа, дизайнера, IT-специалистов; контроль выполнения плана;

  • анализ эффективности и результативности стратегии.

Примерная должностная инструкция SMM-специалиста:

  • разработка и внедрение стратегии развития соцсетей;

  • разработка и внедрение концепции соцсетей;

  • формирование контент-плана исходя из плана продаж;

  • администрирование соцсетей: ответы на комментарии, отзывы;

  • проведение конкурсов, розыгрышей;

  • написание текстов; постановка задач фотографу / видеографу;

  • запуск рекламы исходя из маркетинг-плана или постановка задач таргетологу;

  • анализ, контроль внедрения стратегии;

  • генерирование идей для улучшения работы.

Примерная должностная инструкция event-менеджера (создание плана мероприятий и его реализация):п

  • прописывание сценария;

  • просчет бюджета;

  • подбор артистов, ведущих;

  • заказ декора или полиграфии;

  • проведение мероприятия;

  • отчет.

ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ

Следующий этап, без которого невозможно построить системный ресторанный бизнес, это планирование. Как часто вы вспоминаете о предстоящем празднике Хеллоуин или вводе сезонного меню буквально за неделю до того, как уже все должно быть сделано?

Чтобы такого не происходило, составляйте планы.

Например, в нашей сети «Сыто — Пьяно» действует следующая схема:

  • управляющий разрабатывает план-стратегию развития по всем департаментам;

  • маркетинг со своей стороны ежемесячно готовит маркетинг-план;

  • SMM-специалист — план по соцсетям;

  • шеф-повар — план по запуску обновлений в основном меню и запуску сезонных предложений.

СХЕМА МАРКЕТИНГ- ПЛАНИРОВАНИЯ:

1. УПРАВЛЯЮЩИЙ: ПЛАН-СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НА МЕСЯЦ ПО ВСЕМ ДЕПАРТАМЕНТАМ + БЮДЖЕТ.

2. МАРКЕТОЛОГ:

  • МАРКЕТИНГ-ПЛАН + СТРАТЕГИЯ + БЮДЖЕТ;

  • ПЛАН ИНФОПОВОДОВ;

  • ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ;

  • ПЛАН СЪЕМОК;

  • ПЛАН РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ (ОБНОВЛЕНИЯ, РАССЫЛКИ);

  • ПЛАН ПАРТНЕРСКИХ ПРОГРАММ (СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ, КОЛЛАБОРАЦИИ);

  • ПЛАН ЗАПУСКА НОВЫХ КАНАЛОВ КОММУНИКАЦИИ, НАПРИМЕР, РАЗРАБОТКА ЧАТ-БОТА ДЛЯ МЕССЕНДЖЕРА ИЛИ ЗАПУСК ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛА;

  • ПЛАН ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ИДЕЙ, УСЛУГ ИЛИ СЕРВИСОВ: РАЗРАБОТКА БРЕНДИРОВАННЫХ ДОЖДЕВИКОВ, МИСКИ С ЛОГО ДЛЯ СОБАК И Т.Д.

3. SMM-СПЕЦИАЛИСТ:

  • КОНТЕНТ-ПЛАН ДЛЯ СОЦСЕТЕЙ;

  • ПЛАН ЗАПУСКА РЕКЛАМЫ, СОТРУДНИЧЕСТВА С БЛОГЕРАМИ;

  • ПЛАН И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ, РОЗЫГРЫШЕЙ.

  • ПОКАЗАТЕЛИ, НА КОТОРЫЕ ВЛИЯЕТ МАРКЕТИНГ-КОМАНДА

Показатели, которые необходимо отслеживать каждый месяц:

  • ТО, увеличение в процентном соотношении, динамика по месяцам;

  • количество гостей;

  • средний чек;

  • количество отзывов (как позитивные, так и негативные);

  • количество подаренных и используемых сертификатов;

  • стоимость привлечения одного гостя;

  • количество подписчиков в соцсетях;

  • показатели в программе лояльности (количество новых пользователей, возврат постоянных гостей).

МАРКЕТОЛОГ + УПРАВЛЯЮЩИЙ + ШЕФ-ПОВАР:

ЛАЙФХАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ

#1 ОБЪЯСНЯТЬ ВАЖНОСТЬ ПРОЦЕССА

Если кухня — это сердце ресторана, управляющий — голова, то маркетинг — шея. Все процессы — ключевые и важные, и об этом нужно говорить с командой. При планировании фотосессии важно уточнять, не будет ли в этот момент на кухне проводиться переучет или подготовка к банкету. При введении акций надо не только запускать рекламу в соцсетях, но еще и рассказывать об этом команде сервиса. И так далее.

#2 ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО

Один из ключевых пунктов. Обменивайтесь идеями, картинками из Pinterest, интересными профилями в инстаграме. Обсуждайте новости гастромира, ходите вместе на выставки. Очень объединяют гастротуры. Так, каждый месяц мы собираемся и идем в новые заведения, вместе пробуем блюда, обсуждаем, делимся впечатлениями. Благодаря такому подходу рождаются классные идеи, которые мы потом реализуем в своих ресторанах.

#3 ПЛАНИРОВАНИЕ И ЧЕК-ЛИСТЫ

Даже если у вас полная синергия с командой, без чек-листов все равно не обойтись.

Я выделила главные, которые помогут в организации эффективной совместной работы:

  • чек-лист фотосессии;

  • чек-лист проработок блюд;

  • чек-лист запуска нового меню;

  • чек-лист проведения мероприятий.

В каждом из этих документов пошагово прописаны действия, что снижает вероятность ошибки на этапе внедрения. И каждый член команды знает, что ему делать.

#4 ШЕФ

ПЛАН ПРОРАБОТОК И ДАТА ЗАПУСКА НОВОГО ИЛИ СЕЗОННОГО МЕНЮ. РЕКОМЕНДАЦИЯ: ПЛАН НА СЛЕДУЮЩИЙ МЕСЯЦ ЛУЧШЕ ГОТОВИТЬ ДО 20 ЧИСЛА ТЕКУЩЕГО МЕСЯЦА. ТОГДА У ВАС БУДЕТ ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ.

Вывод

Маркетолог — это не волшебная палочка, решающая проблему отсутствия гостей в заведении, и не человек, запускающий рекламу. Он часть команды, в которой:

  • управляющий ставит цели и разрабатывает стратегию развития;

  • маркетолог работает с каналами коммуникации, генерирует идеи и планы по достижению целей;

  • шеф отвечает за продукт.

bottom of page