top of page

Право на идею. Нарушения интеллектуальной собственности: главные ошибки рестораторов, как их избежа


Михаил Носалик,

партнер юридической компании «Глобал Ло»

Успех в ресторанном бизнесе зависит от многих факторов: начиная от интересной и запоминающейся рынку концепции до вкусных блюд, дизайна интерьера и правильно подобранного музыкального репертуара. Все это, так или иначе, пересекается с авторским правом — основой любого бизнеса.

К тому, что на Западе стало обычной практикой, в Украине только привыкают. А тем временем организации коллективного управления, которые представляют интересы правообладателей, отслеживают нарушителей и добиваются взыскания компенсации вознаграждений через суд. И это не единственная проблема, которая ожидает рестораторов, не думающих о защите прав интеллектуальной собственности.

Давайте разбираться, как бизнесмену не попасть в ловушку.

Многие новички в ресторанном бизнесе совершают грубейшую ошибку, когда создают в своей голове «ресторан мечты», придумывают ему название, рисуют вывеску и цвет фирменной одежды персонала, не озадачившись вопросом проверки доступности соответствующей торговой марки.

Самонадеянные рестораторы могут попасть впросак еще на старте, когда вместо квалифицированной юридической консультации относительно торговых марок решают «вбить» понравившееся название в поисковых системах или самостоятельно «покопаться» в реестрах и, не обнаружив явных совпадений, спешат открыть заведение. Результат может быть неактуальным или вовсе неверным.

Так, в любой момент вы рискуете получить претензию — обвинение в плагиате, если торговая марка (ТМ) с таким названием уже зарегистрирована ранее. Далее последует снятие вывески, поиск другой ниши, нового названия. Так как продолжение работы чревато большими штрафами и, в конечном итоге, прекращением деятельности заведения в судебном порядке.

Дело в том, что регистрация торговой марки — процесс не быстрый. И в украинских реалиях может занимать от шести до 17 месяцев в зависимости от выбранного типа регистрации (чем быстрее — тем дороже). Учтите, что, проверяя, существует ли на рынке интересующая вас ТМ на данный момент, с ходу не видно, не была ли подана заявка на нее кем-то другим, пока процесс регистрации не завершен.

Юристы, специализирующиеся в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, помогут разобраться в подобных подводных камнях и не дадут заведению пойти на дно в самом начале. Как правило, ТМ для заведений общественного питания регистрируют для группы услуг 43 класса. Существует международный классификатор товаров и услуг (МКТУ), в котором без помощи специалиста разобраться крайне сложно. Не обладая достаточным объемом знаний о специфике МКТУ, вы можете допустить ошибки при подборе классов и, как следствие, зарегистрировать товарный знак по классам, не относящимся к вашему бизнесу, что повлечет за собой незащищенность товарного знака в необходимой сфере.

Исправить такую ситуацию можно только пройдя повторную регистрацию по необходимому вам классу, что влечет за собой дополнительные финансовые и временные затраты.

Оригинальное название, логотип, торговый знак являются немаловажным рекламным и маркетинговым инструментом в деятельности любого ресторана. В Украине они относятся к понятию «знак для товаров и услуг» (Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг») или «торговая марка» (Гражданский кодекс Украины).

Мы всегда рекомендуем регистрировать бесцветный (монохромный) логотип, потом вы сможете использовать его в любых цветах. Если же предоставите к регистрации логотип красного цвета, защищен будет только он.

Кстати, еще одна важная деталь, о которой мало кто задумывается. Изначально авторское право на логотип принадлежит дизайнеру — его создателю. Это же касается и макетов меню, рекламных брошюр, любых материалов. Когда дизайнер действует по заданию заказчика, лучше составлять соответствующие договора о передаче исключительных имущественных прав, прикладывая фото конкретных работ, подписывать акты выполненных услуг во избежание споров в дальнейшем.

Ну и, конечно же, бездумная оплошность новичков — придумать интересный продающий формат, до мелочей разработать концепцию, интересное название и найти свою нишу, но при этом «забыть» зарегистрировать ТМ и концепцию в целом. Мол, это не так важно. Зря. Вы наверняка об этом пожалеете.

Нарушение авторских прав может быть не только в виде кражи чужой ТМ, но и, к примеру, из-за незаконного использования музыкальных произведений. Чтобы избежать проблем, достаточно заключить договор на использование музыкального контента и ежемесячно платить правообладателям. Обычно их интересы представляет какая-то организация, с которой собственник заключает договор.

Роялти обходятся не так уж дорого. Заведению на 30-50 посадочных мест придется заплатить примерно 500-1000 грн в месяц через организации коллективного управления правами, чтобы не беспокоиться о немалых штрафах за «пиратство».

О проверке уполномоченных компаний в заведении могут даже не знать. Проверяющие имеют право фиксировать факт правонарушения на видео. Потом вы просто получите претензию или уведомление о судебном иске.

За трансляцию телевизионного канала тоже придется платить. Чтобы в заведении транслировался, например, музыкальный или спортивный телеканал, вы обязаны заключить прямой договор с этой телекомпанией.

И в завершение: собственник, который игнорирует авторские права, должен быть готов к тому, что в любой момент на него могут подать в суд, и в этом случае закон, скорее всего, будет не на стороне ресторатора. Следовательно, не стоит играть с огнем, если на кону успех вашего бизнеса.

bottom of page