top of page

Проверяющие органы, которые могут прийти. Как работать и не бояться


Михаил Носалик

партнер юридической компании «Глобал Ло»

Внеплановые проверки и несуществующие нарушения давно стали неотъемлемой частью ресторанного (да и, пожалуй, любого другого) бизнеса в Украине. Проверять могут все: от рекламных вывесок заведения до кассовой дисциплины, пожарной безопасности и акцизных марок. Если что-то пойдет не так, визит представителей госпотребинспекции грозит предприятию огромными штрафами или даже закрытием. Однако если четко соблюдать все требования и знать свои права, можно избежать неприятных казусов и вести бизнес спокойно. Давайте разбираться, как это сделать.

Стоит признать, что практика плановых и внеплановых проверок ресторанного бизнеса во всем мире не нова. Это стимулирует бизнес соблюдать стандарты, а потребители могут быть уверены в качестве обслуживания в заведении.

Предлогом для плановых проверок становятся обращение (жалоба) физлица, в отдельных случаях — юрлица, анализ исполнения предписаний предыдущих проверок, выявление недостоверности в документах обязательной отчетности.

Проверка может проводиться только в рабочее время. Кроме того, инспектор должен быть из подразделения, которое отвечает за тот город или район, где находится ваше заведение.

При проверке нужно попросить предоставить действующее удостоверение проверяющего с подписью и печатью, в котором должны быть указаны ФИО инспектора, должность, название органа; приказ о проведении, направление уполномоченного лица.

С этого года проверки в Украине будут проводить по-новому. По новым нормам Закона «Об основных началах государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности» (изменены Законом No 1726 от 3 ноября 2016 года), в стране появилась автоматизированная система госнадзора. В ней все контролирующие ведомства обязаны обнародовать свои планы проверок, их результаты и т.п.

Проверяющие должны указать цели проведения проверки, ее предмет и проверяемый субъект. За неподачу такой информации предусмотрена административная ответственность.

Однако нигде в цивилизованном мире бизнес не страдает от различных проверок так сильно, как в Украине. То, что представляется как борьба с нарушениями санитарных норм или правил безопасности, на самом деле зачастую является способом заработать или отнять прибыльную компанию у владельца. Прийти могут из налоговой, Госпотребслужбы, полиции, прокуратуры и даже Украинского государственного центра радиочастот.

Если к вам явился проверяющий, который хамит и действует не по протоколу, смело набирайте 102 и звоните своему юристу.

У нас в стране бизнес обычно относится к юридической защите по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Хотя, к примеру, в практике нашей компании были клиенты, которые платили баснословные суммы откатов и взяток проверяющим. Когда же решили работать легально, оказалось, что на оформление всех документов и услуги юристов можно потратить всего 10% от той суммы и спать спокойно.

Еще один нюанс — получение и обработка всей корреспонденции от госорганов. Заниматься этим должен управляющий или директор, который своевременно передаст всю необходимую информацию юристу. Иногда одно затерявшееся уведомление может стоить ресторатору от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч гривен. Или, например, привести к сносу террасы только потому, что необходимые документы не были поданы вовремя. Зачастую разрешительные документы выдают одни органы, а проверяют другие. Бывает, что находятся они в одном здании, но между собой не общаются и реестры не проверяют.

Инспекторы имеют право также приостановить производство и продажу продукции. Но для этого нужно лабораторное заключение. Потом заведению дают 10 дней на исправление ситуации. Еще могут выписать немалый штраф.

Именно поэтому мы рекомендуем иметь все необходимые сертификаты качества на продукцию. Ведь если человек пообедал в ресторане, а на следующий день перекусил шаурмой на вокзале, отравился и написал заявление, то проверять будут все заведения, в которых он был за последние три дня.

Важно, чтобы ресторан мог предоставить неопровержимые свидетельства качества и свежести продукции.

Вообще, в идеале можно самим договариваться с независимыми лабораториями о плановых ежемесячных проверках ваших блюд.

Помещение, где расположен ваш ресторан, должно строго соответствовать пожарным нормам. В обязательном порядке должны быть установлены работающая пожарная сигнализация, «свежие» огнетушители, обязательно наличие страховки гражданской ответственности. Также необходимо выполнить замеры сопротивления изоляции и т.д.

Все должно быть в норме с вентиляцией, водопроводом и стоками, звукоизоляцией, иначе соседи будут жаловаться, а для бизнеса это чревато проверками.

Обязательно наличие лицензии на реализацию алкоголя и табака. Особое внимание стоит обратить на акцизные марки. Они должны быть максимально сохранены даже на распечатанных бутылках, не стоит выбрасывать акцизные марки с шампанского, если оно у вас на розлив, и бутылка стоит в холодильнике. В нашей практике бывали случаи, когда недобросовестные проверяющие могли упрекнуть заведение в том, что это контрафактная продукция, и выписать штраф.

Работая чисто, когда на руках есть все документы, а вы юридически подкованы — бояться госорганов не придется. Вести в Украине бизнес честно и дружить с проверяющими можно, нужно только знать как.

bottom of page