top of page

Шеф ресторана Relae обвинил Michelin в «гринвошинге»

Что именно возмутило шефа?


Шеф ресторана Relæ Кристиан Пуглиси (Christian Puglisi) утверждает, что значок sustainable gastronomy (значок для обозначения ресторанов с «похвальной экологической практикой» – прим. ред.) от гида Michelin – не что иное, как «гринвошинг» (greenwashing – «зеленый камуфляж», форма экологического маркетинга, цель которого – ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции).


Команда ресторана Relæ в 2020 году получила особую отметку – зеленый клевер Michelin, символизирующий sustainable gastronomy. Однако, шеф ресторана Christian Puglisi на своей странице в инстаграме, а также на сайте Relæ Community написал, что Michelin не провел соответствующей экспертизы в ресторане, ограничившись простым телефонным звонком.


«Я был в восторге, узнав, что Michelin всерьез задумался об устойчивости (…). Я просмотрел список ресторанов, получивших новую зеленую эмблему, и нашел Relæ среди 11 других датских ресторанов. Тогда это поразило меня. Как мы там оказались? Я пытался вспомнить какое-либо исследование, в котором мы участвовали. Как гид Michelin узнал о нашей практике устойчивого развития? Как мы получили право на эту невероятную новую «эмблему устойчивого развития»? Или нам всем просто повезло?


Я узнал, что «тщательное исследование» было… телефонным разговором. Буквально кто-то звонит в ресторан и спрашивает:

— Так вы устойчивы, да?

— Расскажите мне, каким образом?

— Хорошо, спасибо.


Простой телефонный разговор (…). Да, не аудит, не вопросник, не усилие – и ни в коем случае не критический вопрос любого типа. Телефонный разговор, который дает нам право показывать клевер рядом с нашей звездой Michelin».


Сам Кристиан заметил, что не считает свой ресторан на сто процентов устойчивым.

«Мы подаем мясо (что само по себе не является неустойчивым, но это уже другая тема), мы выделяем CO2, мы производим отходы, мы топим в ресторане зимой (…). В Relæ мы прилагаем много усилий, чтобы компенсировать эти проблемы: с 2014 года мы работаем исключительно с органически сертифицированной продукцией, ограничиваем наши отходы, делаем осознанный выбор, когда можем, и собираем информацию, когда недостаточно информированы. Мы создали ферму в 2016 году, чтобы найти ответы на некоторые из этих вопросов», – написал шеф-повар.


Comments


bottom of page