Соосновательница контентного бюро Inka, Мария Рыдван, о том, почему к текстам лучше не подпускать людей, которым нравится словосочетание «уникальная атмосфера досуга».
Весной прошлого года всех насмешили фейсбучные посты только что открывшегося заведения. В них присутствовали обороты вроде «Место, где в основе миссии лежит концентрация человека в пространственно-временном «тут и сейчас», в присутствии осознанности». И дальше что-то о запахе соли и о том, что прямо сейчас «на улицах Киева пишется новая история» (орфография соблюдена).
Над несчастными легко потешаться, но большинству киевских заведений должно бытьне до смеха. У кого нет проблем со стилистикой, пусть первым кинет в меня камень. Вроде бы в 2018 году пора научиться не экономить на текстах и запретить писать управляющим, но нет, даже большие рестораны снова и снова наступают на те же грабли.
Несчастный пользователь пожинает плоды потерявшего берега творчества во всем: от меню до соцсетей. В меню одной вполне продвинутой кофейни на Подоле рядом с «натуральным какао» зияет слово «кукис». Кукис, серьезно? Похоже на имя персонажа из «Муми-троллей». Что мешало вроде бы нормальным ребятам использовать эстетически нейтральное слово «печенье»? Шутки про мракобесие англицизмов в ресторанной сфере уже успели стать избитыми. Все эти «мэлтс» и «врапы» лепят в меню, даже не задумываясь о возможных альтернативах. Почему бы не называть сыр «чизом», а капусту «кэббеджем»?
Больная фантазия горе-копирайтеров проникает во все, что хоть как-то касается текстов. Так мы получаем поздравления с праздниками, которые умудряются обидеть женщин, детей и людей преклонного возраста. Безумные акции с условиями, изложенными на трех страницах. А названия блюд! У нас в бюро есть такая игра. Берешь простой рецепт — например, тушеную капусту, — и придумываешь ему идиотское название. К примеру, «Томленая молодая капуста на подушке из золотистого лука» (сейчас получилось слишком просто, обычно мы способны на большее).
Но главный грех — это, конечно, штампы. Они всегда появляются незаметно. Начинается все вполне пристойно. SMMщик приносит управляющему стратегию. Вместе они утверждают tone of voice и календарь публикаций. Иногда и визуальный подход. А потом у управляющего случается «творческий приступ». И он пишет SMMщику: «Что-то мы мало рассказываем об уникальной атмосфере досуга в нашем заведении. И о наших невероятных гостях. Должна чувствоваться эмоция, драйв, страсть!». И просит убрать все слова, где есть частица «не». Потому что мы должны нести позитив.
Как с этим бороться? Все довольно просто — не давать писать людям, ошибающимся в тся/ться. Не сыпать эпитетами, а писать конкретные вещи о продукте. Найти кого-то, кто напишет вам контентную стратегию. А затем — придерживаться ее. Ну или продолжать писать о концентрации человека в присутствии осознанности вашей пельменной. Вдруг тоже удастся стать локальным мемом?
Comments