Журнал "Ресторатор" издается с 2003г.

Вот и лето пришло, или Как оформить разрешительную документацию на террасу ресторана


Александр Григорчук,

партнер юридической компании Global law, успешно консультирующей ресторанный бизнес уже более 6 лет

Поскольку лето уже не за горами, и почти каждый ресторатор задался вопросом установки своей летней террасы, я постараюсь помочь разобраться в юридических аспектах, о которых нужно знать и помнить при ее оформлении.

В каждом городе есть свои определенные нюансы, связанные с этой процедурой. В данной статье я беру для примера Киев, в котором работает большинство моих клиентов из ресторанной сферы.

Террасы ресторанов (а юридически правильнее называть их «площадки») бывают летние (открытые) и сезонные (круглогодичные).

На летних площадках могут быть установлены столики, кресла, лавки, светильники, декоративные элементы, зонтики, цветочные и ландшафтные композиции, помосты, специальное оборудование для регулирования температурного режима, холодильное оборудование.

Что касается круглогодичных площадок, то их конструкция может быть гораздо сложнее, ведь они размещаются и работают на протяжении всего года.

Но в любом случае это должно быть временное некапитальное сооружение, без фундамента, без этажности как таковой, без вмешательства в несущие конструкции дома и которое обязательно должно легко демонтироваться. Довольно часто рестораторы называют террасой то, что больше относится к пристройке или другим объектам строительства и с самими террасами ничего общего не имеет.

Основными разрешительными документами на площадки ресторанов в Киеве являются договор паевого участия в содержании объекта благоустройства и информационный талон, а для сезонных площадок еще добавляется паспорт привязки.

Паевой договор и информационный талон оформляются сроком на 6 месяцев. И если для летних площадок этот срок четко регламентирован — это период с 1 мая по 31 октября каждого года, то для сезонных площадок он составляет 6 месяцев со дня выдачи данных документов.

Заявка на получение паевого договора и информационного талона подаются исключительно в электронной форме через сайт Градостроительного кадастра Киева mkk.kga.gov.ua

Сама форма заявки несложная, и при желании в ее подаче нетрудно разобраться любому. И если при подаче заявки на размещение летней площадки ресторана ее рассмотрение в подавляющем большинстве случаев происходит без вашего участия, то в случае с сезонной площадкой будьте готовы к тому, что вас могут пригласить на заседание городской комиссии по вопросам размещения временных сооружений.

После рассмотрения заявки в электронном виде (что, как показывает практика, занимает обычно 2-3 недели) вам приходит уведомление о ее утверждении или отказе.

В случае отказа можно повторно подать заявку. При положительном ответе вместе с ним также будет предоставлен счет на оплату паевого взноса, который нужно оплатить на протяжении 10 календарных дней.

Как только городская администрация увидит поступление денежных средств на свой банковский счет, она передаст оригиналы документов в соответствующий районный разрешительный центр.

И если для летних террас на этом вся процедура получения разрешительных документов заканчивается, то для круглогодичных — это только половина пути, так как за полгода, на которые выдаются паевой договор и информационный талон на сезонную террасу, вам нужно будет успеть разработать паспорт привязки и согласовать размещение террасы с балансодержателями коммуникаций, которые проходят под ней.

Размещать террасу в этот период вам никто не запрещает, тем более что паевой платеж городу вы уже на этот момент внесете.

Сложнее, безусловно, будет с подготовкой и согласованием паспорта привязки, поскольку эта обязанность ложиться непосредственно на сам ресторан. Обойтись при этом без помощи со стороны вряд ли получится. Ведь тот же паспорт привязки — это, по сути, технический документ, с большим количеством схем и архитектурных решений, которые ресторатор сам подготовить не сможет.

После того как паспорт будет готов и согласован, он вместе со всем пакетом документов подается в разрешительный центр, а после проходит утверждение в городской администрации. И в случае положительного результата документ будет выдан вам в том же разрешительном центре.

Максимальный срок, на который паспорт привязки как постоянный разрешительный документ может быть выдан, составляет 5 лет.

Теперь необходимо обсудить ключевые требования к размещению террасы, о которых рестораторы нередко забывают, а чаще всего не знают. И это притом что именно с этими связан отказ в выдаче разрешительных документов на террасу или еще хуже — ее демонтаж.

По общему правилу, террасы устанавливаются возле стационарных действующих заведений ресторанного хозяйства. Так что с получением разрешений на террасу ресторана, который только планируется открыть, стоит повременить. Как минимум до того момента, пока получите другие разрешительные документы, связанные с работой заведения. Например, зарегистрируете те же мощности оператора рынка пищевых продуктов. Иначе отказа в получении разрешительных документов в данном случае не избежать.

При обустройстве террасы должен оставаться проход для пешеходов шириной не менее 1,8 метра. Лично я всегда советую, если есть такая возможность, оставлять проход больше.

Терраса должна находиться на расстоянии не ближе 20 метров от перекрестка. В этом случае возможны исключения, но о них нужно заявлять изначально при подаче документов.

Аналогичное ограничение действует при размещении террасы вблизи остановок общественного транспорта. В случае установки террасы на клумбах и газонах ресторану придется взять на себя обязательство по их восстановлению после того, как терраса будет убрана.

При размещении террасы за пределами фасада ресторана вам придется получить согласие собственников или пользователей соседних помещений, перед окнами которых вы хотите ее разместить. То же самое касается и размещения террасы на земельном участке, находящемся не в коммунальной, а в частной собственности третьих лиц.

В моей практике был абсурдный случай, когда собственник помещения, в котором находился ресторан, сам подал жалобу в контролирующие органы о том, что он категорически против размещения его арендатором-рестораном своей летней площадки. При этом был поднят вопрос отмены ранее выданных разрешительных документов на эту площадку.

Поэтому письменное согласие собственника (хоть оно и не требуется при размещении именно летней площадки) вы по возможности на всякий случай все равно получайте, лишним для вас оно точно никогда не будет.

Также не следует забывать, что если ваша терраса будет находиться на земельном участке, принадлежащем вам или арендодателю вашего помещения, или будет взята кем-то из вас в аренду, то это даст все основания не платить паевой взнос городу за ее размещение.

Вернемся к теме паевого взноса. Очень часто рестораторы заявляют меньшие параметры террасы, чтобы меньше платить городу. При этом очень удивляются тому, что органы благоустройства перемеряют размеры конструкции после ее установки.

Или рестораторы часто заявляют некорректное место размещения террасы, когда пытаются соблюсти все требования, выдвигаемые законом. Вместе с тем забывают, что результатом этого всего может быть ее демонтаж.

Отдельный болезненный при установке террас вопрос — это нахождение под террасой городских коммуникаций, доступ к которым должен обязательно оставаться у городских служб. Например, канализационные люки. И если с летними террасами все проще, поскольку они, как правило, небольшие по площади и несложные по конструкции, и оставить доступ к тому же канализационному люку не проблема, то с сезонными площадками все обстоит гораздо сложнее. Ведь балансодержатели коммуникаций с огромной неохотой дают свое согласие на размещение над ними сезонных площадок ресторанов. А без него не обойтись.

Как бы мне ни хотелось, но обсудить все нюансы оформления разрешительных документов на установление террас ресторанов в рамках одной статьи сложно. Но в любом случае мой совет рестораторам: при размещении террас быть максимально корректными и действовать в соответствии с нормами и требованиями закона. Это как минимум позволит избежать лишнего внимания к вам со стороны тех же контролирующих органов и оставит меньше поводов для проявления активной жизненной позиции ваших клиентов и соседей.

#201805

  • White Facebook Icon

Оплата счетов картой  |  +38 (044) 502-1623   +38 (067) 247-8432

Остались вопросы?

Спросите, мы с радостью ответим

(044) 502-1623

(067) 247-8432

АДРЕС

 

02068 Украина, Киев,

ул. Драгоманова 31-Б, офис 157

КОНТАКТЫ

 

+38 044 502 1623

+38 044 502 1624

+38 067 247 8432

 

r2@restorator.com.ua  (коммерческий отдел)

 

soniak@restorator.com.ua  (реклама)

 

redaktor@restorator.com.ua  (редакция)

 

www.restorator.ua

ПРОЕКТЫ
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ
  • White Facebook Icon

© 2020   Все права защищены ООО "Ресторатор Украина"