Журнал "Ресторатор" издается с 2003г.

Юридическое оформление уличной торговли


Вероника Бакулина,

младший юрист юридической компании Global Law

Разрешительная про­цедура оформления любого вида бизнеса имеет свою определенную специ­фику. В части малого и среднего она должна быть максимально простая. Но, к сожалению, это не всегда так.

Исключением не стала и уличная торговля. Сразу разобраться во всех тон­ костях оформления разре­шительных документов на ларьки, киоски, автокофей­ни или фудтраки у обычно­го предпринимателя вряд ли получится. Поэтому в данной статье я расскажу о юридических нюансах этого процесса.

Все вышеперечислен­ные объекты подпадают под понятия «временное сооружение» и «объекты передвижной торговли».

Но если ларьки и ки­оски относятся к пунктам некапитальной застройки, то фудтраки, автокофейни, автомагазины и мобиль­ные ларьки в свою очередь являются средствами пере­ движной мелкорозничной торговой сети, и разреши­ тельная процедура для них отличается.

Сразу оговорюсь, что в этой статье речь будет идти только о Киеве и тех разре­шительных процессах, что есть в нем. В других регио­нах процедуры получения разрешительных докумен­тов на объекты уличной тор­говли примерно такие же.

Оформление разрешительных документов на ларьки и киоски (МАФы)

Основными разреши­тельными документами на размещение ларьков и кио­сков являются: договор пае­вого участия в содержании объекта благоустройства, информационный талон и паспорт привязки.

То есть речь идет о всех тех же документах, которые необходимы за­ ведениям ресторанного хозяйства при установке круглогодичной площадки.

Единственное отличие от круглогодичных пло­щадок ресторанов — это то, что в случае с МАФами предприниматель может столкнуться с необходимо­стью прохождения конкур­са на замещение мест со­ гласно Комплексной схеме размещения временных сооружений.

Так, предприниматели выбирают действующую точку, где хотели бы торго­вать, и принимают участие в конкурсе на основе тех разрешительных докумен­тов, которые у них есть.

Предприниматели, выигравшие конкурс, полу­чают право на оформление паспорта привязки на вре­менное сооружение сро­ком на пять лет. В случае с новым местом размещения МАФов необходимости в прохождении конкурса нет.

В любом случае при­нятием решения по кон­курсу или выдаче разрешения на новое место размещения временного сооруже­ния занимается Комиссия по опросам размещения временных сооружений.

Предприниматель, решивший принять участие в конкурсе или оформить раз­ решительные документы на новый МАФ, обращается с соответствующим заявлени­ем в письменной форме непосредственно в разрешительный центр или же с заявлением в электронной форме через сайт градострои­тельного кадастра (что ускоряет процедуру). К заявлению прилагаются графические ма­териалы с обозначением места размещения ларька/киоска и информация о заявителе.

После получения положительного ре­шения Комиссии предприниматель полу­ чает договор паевого участия в содержании объекта благоустройства и информацион­ный талон.

Срок действия данных документов, как правило, составляет полгода. И за время их действия предпринимателю необходимо будет оформить паспорт привязки времен­ного сооружения.

Для этого необходимо будет наличие следующих документов: схемы размеще­ния временного сооружения; эскизы фасада временного сооружения; схема благоустрой­ства прилегающей территории; технические условия по инженерному обеспечению (при наличии).

Обойтись без помощи архитекторов или проектантов, имеющих соответству­ющий сертификат, в данном вопросе для оформления паспорта привязки будет сложно, потому что разработать его нужно самостоятельно.

Также перед подачей всех документов на утверждение паспорта привязки нужно убедиться, что заявитель выполнил все требования заключения о соответствии намерений касательно места размещения временного сооружения строительным нормам. Данный документ выдается Де­партаментом градостроительства и архи­тектуры городской администрации после получения вышеуказанного паевого договора и информа­ционного талона.

После регистрации всех документов в разрешитель­ном центре Департамент градостроительства и архитекту­ры городской администрации утверждает паспорт привязки временного сооружения и передает его в разрешитель­ный центр, где и можно его получить вместе с новым договором паевого участия в содержании объекта благо­ устройства, выданным на срок действия паспорта привязки.

При этом отдельно обра­щаю внимание, что городские власти на сегодняшний день решили стандартизировать МАФы по своему внешнему виду. Так, на всех киосках и ларьках должна быть ин­ формация об их владельце, названии предоставляемой продукции и/или услуг.

Если исходить из тех тре­бований, действующих сейчас, все временные сооружения должны быть серого цвета с цветной полоской, которая обозначает функционал торговли. Например, заведе­ния быстрого питания будут иметь оранжевую полосу, киоск по продаже печатных СМИ — красную, по продаже продуктов и товаров широ­кого потребления — синюю, цветов и других непродоволь­ственных товаров — зеленую, пункты продажи табачных и алкогольных изделий будут отличаться голубой полосой, а киоски/ларьки по предостав­лению населению бытовых услуг — розовой.

Кроме того, рядом с МАФом должна быть установлена урна вместительностью не мень­ше 10 дм куб., а также может быть установлено холодильное оборудование, которое, в свою очередь, не может превышать 25% от площади всего киоска/ ларька.

Помимо этого, любому предпринимателю, желающе­му установить МАФ, необхо­димо помнить действующие ограничения по размещению. Например, минимальное расстояние от проезжей части должно составлять пять метров; от подземного пешеходного перехода или от выхода/входа из метро, от перекрестка улиц и оста­новки городского транспор­та — 20 метров; от государ­ственных или медицинских учреждений — 50 метров, а от дошкольных или образо­вательных учреждений — 100 метров.

Оформление разрешительных документов на объекты передвижной торговли

Что же касается автокофе­ен и фудтраков, то процедура их размещения в Киеве выгля­дит несколько проще.

Разрешительными до­кументами на их размещение будут: договор на размещение средств передвижной торго­вой сети с Коммунальным предприятием «Городской магазин», договор на паевое участие в содержании объекта благоустройства и информа­ционный талон.

Но заключению вышеука­занных документов предше­ствует обязательное участие в торгах, ведь официальных мест для размещения объектов передвижной торговли в городе ограниченное количе­ство.

Организатором таких тор­гов является КП «Городской магазин». Данное предпри­ятие не позднее чем за 10 дней до дня проведения торгов публикует на официальном интернет-портале Киевгор­совета информацию об их проведении. В частности, и информацию о необходимой документации, процедуре, месте, дате и времени начала проведения торгов.

Для того чтобы участво­вать в торгах, нужно подать заявление на участие в них и документ, подтверждающий внесение гарантийного взно­са. Прием документов завер­шается за три дня до начала торгов.

Победитель торгов обязан будет заключить договор на размещение средств пере­движной мелкорозничной торговой сети с КП «Город­ской магазин» на протяжении 10 дней после обнародования информации о торгах. Мак­симальный срок, на который данный договор может быть заключен, составляет пять лет.

При этом после заклю­чения договора на размеще­ние средств передвижной мелкорозничной торговой сети предпринимателю не­ обходимо будет заключить договор содержании объекта благоустройства города и опла­тить паевой взнос за него.

Разрабатывать паспорт привязки или какие-­либо другие технические доку­ менты в случае с автокофей­нями или фудтраками не нужно.

Кроме того, каких­-ли­бо требований к внешнему виду автокофеен или фуд­траков законодательство не предусматривает.

Совет напоследок

Все перечисленные в данной статье разрешительные до­кументы дают законные основания для размещения объек­тов уличной торговли в Киеве. При этом такие объекты часто привлекает начинающих предпринимателей в начале бизнеса, а в Интернете — масса предложений о покупке или аренде тех же МАФов или автокофеен. Но, прежде чем такой бизнес начать, купить или арендовать, не поленитесь получить на него разрешительные документы или проверить их наличие у действующих владельцев. Иначе нет смысла браться за уличную торговлю. Ведь при общении с органами благоустройства только разрешительные документы являются убедительным аргументом.

При наличии у продавца МАФа или автокофейни разреши­ тельных документов на них вам не составит труда переофор­мить их на себя. Только так можно быть спокойным за свой бизнес и вложенные в него деньги.

#201811

  • White Facebook Icon

Оплата счетов картой  |  +38 (044) 502-1623   +38 (067) 247-8432

Остались вопросы?

Спросите, мы с радостью ответим

(044) 502-1623

(067) 247-8432

КОНТАКТЫ

 

+38 044 502 1623

+38 044 502 1624

+38 067 247 8432

 

r2@restorator.com.ua  (коммерческий отдел)

 

soniak@restorator.com.ua  (реклама)

 

redaktor@restorator.com.ua  (редакция)

 

www.restorator.ua

АДРЕС

 

02068 Украина, Киев,

ул. Драгоманова 31-Б, офис 157

ПРОЕКТЫ
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ
  • White Facebook Icon

© 2019   Все права защищены ООО "Ресторатор Украина"