top of page

Финансовый менеджмент в ресторанном бизнесе


Часть 3

Анатолий Полковников,

управляющий и основатель «Эй Пи Консалтинг»,

эксперт с 20-летним опытом по запуску

и управлению проектами HoReCa

В предыдущих материалах на тему финансового управления мы беседовали о кассовых разрывах и их причинах, подробно рассматривали отчет P&L Report, его назначение, структуру и анализ. В третьей части речь пойдет об отчете о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств (ДДС), или Cash Flow Statement, является одним из главных понятий современного финансового анализа, финансового планирования и управления финансами, так как отражает все поступления, которые произошли, и процесс их расходования.

Некоторые управленцы считают, что прибыль (из PNL) — показатель эффективности работы предприятия. Но она не всегда связана с осязаемыми деньгами. Хорошо, когда прибыль есть, но не все счета компании могут быть ею оплачены. Только на этот показатель ориентироваться недостаточно. Чтобы стабильно работать, компании нужны деньги (оборотные средства).

Ваш ресторан может показывать прибыль от операционной деятельности, но при этом будет не хватать средств для оплаты счетов.

Важно помнить: денежный поток от основной деятельности предприятия и прибыль — это разные экономические характеристики.

Отчет о ДДС отображает способность предприятия осуществлять платежи по счетам и кредитам. Так, анализ Cash Flow, если сравнивать его с отчетом PNL, помогает определить умышленное искажение финансовой отчетности. Например, манипулируя потоками, менеджер при необходимости может показать положительный Cash Flow даже в убыточном периоде. Для этого достаточно получить предоплаты от клиентов и задержать платежи поставщикам и персоналу. Поэтому, если отчет ДДС показывает значительный рост прибыли, который не коррелируется с приростом денежного потока от деятельности, стоит тщательно проанализировать отчетность. Кроме того, недобросовестный менеджер может скрыть прибыль за период, выведя предоплаты поставщикам и предоставив отсрочку в оплате клиентам.

Есть два способа формирования Cash Flow — прямой (direct) и косвенный (indirect).

Прямой метод позволяет получить полное представление о том, что происходит с деньгами от операционной деятельности.

Метод расчета. К денежным средствам в начале периода необходимо:

+ добавить полученные от выручки средства;

вычесть деньги, которые уплачены поставщикам товара и услуг;

вычесть зарплаты и проценты, уплаченные предприятием по полученным ранее кредитам;

+ добавить проценты, полученные компанией по выданным ею займам, если таковые были.

Итогом станет показатель, характеризующий движение денежных средств от основной деятельности.

Непрямой метод подходит для тех, кто хочет глубже проанализировать ситуацию. Он формирует понимание того, как денежный поток от операционной деятельности отличается от прибыли. Существует несколько методик его формирования.

Вот одна из них. Все данные в отчете нужно представить как разницу между тем, что было в начале интересующего нас периода, и тем, что есть на данный момент. Как разницу во входящем денежном потоке, в платежах по каждой статье — и в результате, в сформировавшемся денежном объеме.

Метод подсчета. К денежным средствам в начале периода:

+ добавляем или вычитаем из них (в зависимости от полученного результата) чистую прибыль;

+ добавляем увеличение кредиторской задолженности;

вычитаем увеличение дебиторской задолженности.

В итоге получаем показатель движения денежных средств от основной деятельности.

Что нам покажет такой отчет? Он поможет выявить тот период деятельности компании, который был самым эффективным с точки зрения управления и распоряжения денежными средствами.

Если в direct Cash Flow можно наблюдать, что и куда непосредственно ушло, то indirect покажет, стоило или нет направлять туда средства, либо рациональнее было бы использовать ресурсы в другой области.

Баланс денежных средств на конец периода формируется как движение денежных средств от основной операционной деятельности в совокупности с доходом или расходом, движение денежных средств от инвестиционной деятельности плюс движение денежных средств от финансовой деятельности.

Если по итогу анализа получается отрицательный операционный денежный поток, это еще не означает, что предприятие терпит убытки. Крупный ресторанный проект, который быстро растет, вполне может показать такой отчет. Причина: приходится больше инвестировать, поэтому растет объем дебиторской задолженности. Развитие бизнеса почти всегда требует активного дополнительного инвестирования средств в оборотный капитал. Это формирует отрицательный операционный денежный поток. В таком случае компании придется заимствовать дополнительные ресурсы для инвестирования.

Но если бизнес не расширяется, а денежный поток отрицательный, это тревожный сигнал, свидетельствующий о наличии проблем с эффективностью в работе и возможных утечках.

Пример

Отчет о движении денежных средств

Важно обратить внимание на такой момент, как бюджетирование и планирование движения денежных средств, то есть на формирование бюджета движения денежных средств. Вначале необходимо составить бюджет доходов и расходов и далее привязать его ко времени.

Если прогнозировать прямой Cash Flow, то он покажет, в какие моменты в выбранной схеме распоряжения деньгами у предприятия могут возникнуть ситуации нехватки денежной массы. А также то, когда конкретно и какого размера будут финансовые разрывы.

Косвенный Cash Flow поможет откорректировать денежные потоки, сделать их более эффективными с точки зрения будущих перспектив.

Платежный календарь

Главная задача грамотного финансиста — решить, каким образом справиться с нехваткой денежных средств. Управление деньгами является исключительно задачей финансовой службы компании и характеризует степень компетенций ее руководителя.

Правильно спланировать платежи поможет платежный календарь, который, как правило, делают еженедельно. Его собирают накануне будущей недели, чтобы увидеть и согласовать платежи. Это документ финансового менеджмента, и по факту он не используется для финансового или экономического анализа.

Здесь отражается информация: что вы собираетесь заплатить (сумма) и кому (получатель платежа) в определенный вами период.

Мне встречались компании, где финансисты не делают платежный календарь. Аргументы у всех одинаковые: трудоемко, топы не дают информацию вовремя, сам владелец или руководитель согласовывает одни платежи, а среди недели требует еще что-то... Однако введение платежного календаря обеспечивает порядок не только в части финансового менеджмента и относительного спокойствия с платежами, но и в формировании заявок на платежи и в документообороте внутри компании.

Организованная, качественная, аккуратная работа с движением денежных средств поможет компании быть гибкой.

Кроме того, Cash Flow является важной частью инвестиционного анализа и используется для расчёта показателей экономической эффективности инвестиций — NPV и IRR. Но об этом в следующих статьях.

bottom of page